Экономические взгляды Т.Веблена. Эффект Веблена. Торстейн Бунде Веблен - американский экономист Краткая биография Торстейна Веблена

Основоположником институционалистического направления по праву считается Т. Веблен. Его перу принадлежат ряд исследований: «Теория праздного класса» (1899), «Теория делового предпринимательства» (1904), «Инстинкт мастерства и уровень развития технологии производства» (1914), «Крупные предприниматели и простой человек» (1919), «Инженеры и система ценностей» (1921), «Абсентеистская собственность и предпринимательство в новое время (1923).

Веблен родился в семье норвежского крестьянина-эмигранта, в сельской местности штата Висконсин. Получив, благодаря выдающимся способностям, высшее образование и даже докторскую степень, он так и не стал своим в академическом мире. Большую часть жизни Веблен провел в борьбе за хлеб насущный, часто меняя колледжи и университеты, в которых преподавал. Умер он в бедности за несколько недель до начала биржевого краха 24 октября 1929г. - «черного четверга», от которого ведет отчет «великая депрессия», подтвердившая во многом социальный критицизм его теорий.

Как основоположник институционализма Веблен выводит ряд экономических явлений из общественной психологии; в основе его взглядов лежит своеобразное понимание человека как биосоциального существа, руководимого врожденными инстинктами. К числу последних Веблен относить инстинкт самосохранения и сохранения рода, инстинкт мастерства (склонность или предрасположение к эффективным действиям), а так же склонности к соперничеству, подражанию, праздному любопытству. Так, частная собственность предстает в его произведениях как следствие изначальной человеческой склонности к конкуренции: она изображается наиболее заметным доказательством успеха в соревновании и «традиционной основой уважения».

Книги Веблена содержат скрытую, а порой и явную полемику с экономистами неоклассического направления. Всем своим творчеством он давал понять, что экономическая наука не должна быть только наукой о ценах и рынках. Веблен писал, что предметом политической экономии является человеческая деятельность во всех ее проявлениях, общественные науки должны заниматься отношениями людей друг к другу. Он был одним из первых экономистов, кто поставил в ценр исследований не «рационального», а «живого человека» и попытался определить, чем диктуется его поведение на рынке.

Неоклассики часто представляли человека в виде идеальной счетной установки, мгновенно оценивающей полезность того или иного блага, с целью максимилизировать общий эффект от использования наличного запаса ресурсов. Однако, согласно Веблену, экономическое поведение людей носит более сложный, часто иррациональный характер, ибо человек - не «машина для исчислений ощущений наслаждений и страдания» на поведении людей сказываются, например, мотивы демонстративного престижного потребления, завистливого сравнения, инстинкт подражания, закон социального статуса и прочие врожденные и благоприобретенные склонности. Поведение человека не может сводиться к экономическим моделям, основанных на принципах утилитаризма и гедонизма.

Согласно Веблену, институты, или принятая в настоящее время система общественной жизни, определяют непосредственно цели, подчиняющие себе поведение людей. Но благоприятные условия экономического развития существуют лишь в том случае, когда система институтов находится в гармонии с конечными целями, вытекающими из инстинктов.

Другим важнейшим фактором, лежащим в основе изменения институтов, Т. Веблен считал технику, технологию. Согласно его учению эту доминирующую роль техника выполняет не всегда, а лишь на стадии машинного производства. Таким образом, в его методологии присутствуют элементы историзма, хотя во многом технократического свойства: институты изменяются потому, что на них воздействует человеческая психология, с одной стороны, и поток технических факторов - с другой. Эта двойственная психолого-технократическая концепция заложила основы современных теорий стадийности экономического роста и индустриальной цивилизации.

Веблен поставил под сомнение два основополагающих положения неоклассической школы:

Положение о суверенитете потребителя (положение, согласно которому

потребитель является центральной фигурой экономической системы, требующим получающим товары и услуги по самым низким ценам),

Положение о рациональности его поведения.

Веблен доказал, что в рыночной экономике потребители подвергаются всевозможным видам общественного и психологического давления, вынуждающих их принимать неразумные решения. Именно она приносит почет и уважение. Характеристиками класса крупных собственников являются демонстративная праздность («не труд» - как выс- шая моральна ценность) и демонстративное потребление, тесно связанное с денежной культурой, где предмет получает эстетическую оценку не по своим качествам, а по своей цене. Другими словами, товары начинают цениться не по их полезным свойствам, а потому, насколько владение ими отличает человека от окружающих (эффект завистливого сравнения). Чем более расточительным становится лицо, тем выше поднимается его престиж. Не случайно в наше время существует такое понятие, как «издержки представительства». Высшие почести возводятся тем, кто, благодаря контролю над собственностью, извлекает из производства больше богатства, не занимаясь полезным трудом. И если демонстративное потребление является подтверждением общественной значимости и успеха, то это вынуждает потребителей среднего класса и бедняков имитировать поведение богатых. Отсюда Веблен делает вывод, что рыночную экономику характеризует не эффективность и целесообразность, а демонстративное расточительство, завистливое сравнение, преднамеренное снижение производительности.

Категория «завистливое сравнение» играет в системе Веблена очень важную роль. При помощи этой категории Веблен не только объясняет склонность людей к престижному потреблению, но так же стремление к накоплению капитала: собственник меньшего по размеру состояния испытывает зависть к более крупному капиталисту, и стремиться догнать его; при достижении желаемого уровня появляется стремление перегнать других и тем самым опередить конкурентов.

Центральное место в учениях Веблена занимает его учение о «праздном классе», к образованию которого он так же подходил исторически. Как и многие поклонники классического труда Л. Моргана «Древнее общество», Веблен различал в истории человечества несколько стадий: ранней и поздней дикости, хищного и полумирного варварства, а затем ремесленную и промышленную стадии. На разных стадиях люди жили в условиях сотрудничества. Тогда, как представлялось Веблену, не было собственности, обмена, механизма цен. Позднее, когда был накоплен излишек благ, военачальники и жрецы нашли выгодным править другими людьми. Так начался процесс формирования «праздного класса», а вместо с ним переход от дикости к варварству. По мере того как мирные занятия уступали место военным походам и грабежам, подавлялся свойственный человеку инстинкт мастерства. Если раньше человек боролся, в основном с природой, то теперь - с другим человеком. В центре нового образа жизни находилась частная собственность, у истоков которой стояли насилие и обман.

В более поздние исторические эпохи, писал Веблен, укоренившиеся мирные навыки лишь скрывались под маской мирных форм поведения. Окончательно установилась общественная иерархия с «праздным классом» на вершине социальной пирамиды. Внешними признаками отличия стало выставленное на показ безделье и потребление, рассчитанное на демонстрацию богатства («демонстративное расточительство»). Бурный прогресс техники вступил в острый конфликт со стремлением людей к показной роскоши.

Согласно концепции Веблена, «отношения праздного (т.е. имущего

Учение о праздном классе вкупе с методологией технократизма (дословно: технократия - власть техники) лежит в основе вебленовской концепции «индустриальной системы». Согласно этой теории капитализм (в терминологии Веблена - «денежное хозяйство») проходит две ступени развития: стадию господства предпринимателя, в течение которой власть и собственность принадлежит предпринимателю, и стадию господства финансиста, когда финансы оттесняют предпринимателей. Господство последних основано на абсентеистской собственности, предоставленной акциями, облигациями и другими ценными бумагами (фиктивным капиталом), которые приносят огромные спекулятивные доходы. Для последней стадии особенно характерна дихотомия (противостояние) между индустрией и бизнесом, интересы которых совершенно различны. Под

индустрией Веблен понимал сферу материального производства, основанную на машинной технике, под бизнесом сферу обращения (биржевых спекуляций, торговли, кредита и т.д.)

Индустрия, согласно концепции Веблена, представлена не только

функционирующими предпринимателями, но и инженерно-техническим персоналом, менеджерами, рабочими. Все эти слои заинтересованы в совершенствовании производства и потому являются носителями прогресса. Напротив, представители бизнеса ориентированны исключительно на прибыль, и производство как таковое их не волнует.

Дихотомия между индустрией и бизнесом заключается, по Веблену, в том, что в индустриальной сфере функционируют слои, необходимые для общества, тогда как бизнес персонифицирован в «праздном классе», не несущем полезной нагрузки. В «праздный класс» Веблен заключил наиболее крупных финансовых магнатов; мелких и крупных предпринимателей он не считал социальными иждивенцами и даже (с некоторыми оговорками) зачислял в производительный класс.

Американский ученый неоднократно высказывал глубокое уважение К. Марксу, хотя и не был во всем с ним согласен (критиковал марксисткою теорию стоимости, учение резервной армии труда как результате накопления капитала). Главное острие вебленовской критики было направленно против интересов крупнейшей буржуазии. Это объясняется тем, что Веблен стоял на левом фланге западной экономической мысли был идеологом радикально настроенной интеллигенции. Важнейшим итогом теоретической деятельности Веблена стало его учение об «абсентеистской собственности». Это собственность бизнесменов, не принимающих непосредственного участия в производстве. Если раньше, на стадии «господства предпринимателей», прибыль была закономерным итогом полезной предпринимательской деятельности, то в условиях «денежного хозяйства» ХХ в. главным средством извлечения прибыли

сделался кредит. Именно при помощи кредита бизнесмены (представители «праздного класса») присваивают акции, облигации, другие фиктивные ценности, которые приносят большие спекулятивные доходы. В итоге непомерно расширяется рынок ценных бумаг, рост размеров «абсентеистской» собственности во много раз превосходит увеличение стоимости материальных активов корпораций. «Абсентеистская собственность» - основа существования «праздного класса», причина обостряющегося конфликта между индустрией и бизнесом.

Таким образом Веблен весьма тонко анализирует многие реальные аспекты экономики США начала нынешнего столетия: переход экономической власти в руки магнатов, манипулирование фиктивным капиталом, как одним из главных средств приумножения финансового капитала, значительный отрыв капитала- собственности от капитала-функции и т.д. вместе с тем этот экономист был убежденным сторонником меновой концепции: корень социальных конфликтов он искал в сфере обращения, а не производства, противоречия последней трактовались им как второстепенные. По Веблену, основную роль в грядущих преобразованиях призваны были сыграть инженеры - технократы (лица идущие к власти на основании глубокого знания современной техники). Согласно его представлениям, участие в создании передовых производственных сил, формирование высокоэффективной технологии рождает у технократов стремление к политическому доминированию.

Наблюдая противоречие между бизнесом и развитием индустрии, инженеры проникаются ненавистью к финансам. Правда, «праздный класс» стремится подкупить инженеров, представляет им материальные блага, повышает доход. Часть инженерно-технического персонала, особенно среди лиц старшего поколения, проникается духом стяжательства, но большинство молодых инженеров не идет на сделку с бизнесменами, поскольку интересы научно технического прогресса для них важнее личного обогащения.

Конкретно картина установления «нового порядка» выглядела в произведениях Веблена следующим образом: научно-техническая интеллигенция начинает всеобщую стачку, которая парализует промышленность. Паралич экономики заставляет «праздный класс» отступить. Власть переходит в руки технократов, приступающих к преобразованию индустриальной системы на новых началах. Веблен утверждает, что достаточно объединиться незначительному числу

инженеров (вплоть до одного процента их общего числа), чтобы «праздный класс» добровольно отказался от власти.

Творчество Т. Веблена вызвало в экономической науке весьма разноречивые отклики. Так, представители консервативных и умеренных кругов критикуют его за неоправданно резкую, по их мнению, позицию по отношению к крупному бизнесу. Они же указывают на не реалистичность многих его пророчеств (например, о том, что кредит, равно как и персонифицирующий его банкир, в скором будущем «отживет свой век»). Напротив, представители левой интеллигенции боготворят Веблена за его глубокую, оригинальную критику «праздного класса», «денежной цивилизации» в целом. Вебленовская концепция эволюции «индустриальной системы» не прошла бесследно для лево- реформаторского крыла американской экономической мысли. Она получила дальнейшее развитие в исследованиях видного экономиста и социолога Дж. К. Гелбрейта, и в ряде футурологических моделей О. Тоффлера, Р. Хейлбронера и др.

Ольга Юрьевна Гигина

Веблен Торстейн (Veblen, Thorstein Bunde)

Title: Купить книгу "Веблен Торстейн": feed_id: 5296 pattern_id: 2266 book_author: Гигина Ольга book_name: Веблен Торстейн Купить книгу "Веблен Торстейн" Гигина Ольга

Американский экономист, социолог и публицист

Веблен – основоположник институционализма, одного из направлений современной науки политической экономии . Сторонник социального дарвинизма, подразумевающего развитие и смену формаций человеческого общества согласно законам естественного отбора. Особую роль в развитии общества отводил технической интеллигенции. Идеи Веблена стали основой различных теорий технократии (власть технической интеллигенции).

Взгляды Веблена сформировались под влиянием трудов Дарвина, Маркса, У.Самнера, Дж. Кларка, Дж. Ст. Милля, И.Канта.

На русский язык переведена наиболее масштабная работа Т.Веблена «Теория праздного класса» (1984 г.).

Историзм в подходе Веблена

Во всех своих работах Веблен указывал, что в экономической науке обязателен исторический подход. Он считал, что экономическая наука должна быть исследованием реальной истории цивилизации. Для этого необходимо изучать экономические и общественные институты, их зарождение и изменение на протяжении всего их существования и до настоящего времени.

Такой исторический подход Веблен реализует в своих работах, где уделяет много внимания истории развития человеческого общества. Подобный подход обеспечивает последовательный анализ всех произошедших изменений.

В прошлом Веблен стремился найти истоки зарождения основных общественных институтов и противоречий в обществе настоящего времени.

В «Теории праздного класса» и других работах Веблен делит историю человеческой культуры на четыре периода или стадии: 1) миролюбивая доисторическая, 2) хищническая, 3) квазимиролюбивая стадия (стадия соперничества в денежной сфере), 4) миролюбивая экономическая стадия.

Вторую и третью стадии Веблен объединял в эпоху варварства. Такое дробление на периоды во многом схоже с периодизацией, изложенной в известном труде Л. Моргана «Древнее общество».

На ранней стадии социального развития, когда общество ведет мирный и оседлый образ жизни , экономическое соперничество между членами одной группы происходит в сфере трудовой деятельности.

Затем происходит переход от миролюбивой стадии к стадии хищничества. В это время– добыча и трофеи начинают восприниматься как доказательство превосходство их обладателя над остальными членами общества. В обществе начинается конкурентная борьба, начинают высоко цениться результаты этой борьбы. Почетным становится получение материальных предметов путем захвата, агрессии. Все же, что получено с помощью производительного труда, считается недостойным.

Образовавшиеся различия между «доблестной» деятельностью (приобретением посредством захвата) и производственной занятостью вызывают зависть одних членов общества по отношению к другим. Труд получает пренебрежительное отношение, производственная деятельность начинает восприниматься как обременительное и недостойное занятие, которым вынуждены заниматься низшие слои общества.

В эпоху варварства, по мнению Веблена, закладывались основы социального поведения и обычаев, из которых возник стяжательский тип экономического поведения представителей праздного класса.

Таким образом, Веблен противопоставляет два типа общественного устройства и два исторически противоположных типа экономического поведения: производительный (характерный для низших классов) и стяжательный, праздный (характерный для высших классов).

Иституционализм как течение в экономике

Институционализм, как направление, возник в XIX–XX веках, в США.

Термин «институционализм» связан с двумя понятиями: «институция» – установление, обычай, порядок, принятый в обществе, и «институт» – закрепление обычаев и порядков в виде закона или учреждения.

Сам термин «институционализм» появился в 1916 г., его впервые применил американский экономист У. Гамильтон, который дал определение института, как словесного символа для описания группы общественных обычаев, способа мышления, ставшего привычкой для группы людей или обычаем для народа. Институты устанавливают границы и формы человеческой деятельности.


Институционализм со времени своего появления неоднократно изменял степень своей значимости в экономической науке. Вскоре после его появления и формирования, как определенной теории, в 1920-е годы произошло его широкое распространение.

Затем, в 1940-1950-х годах, его значение несколько уменьшилось. Но уже с начала 1960-х годов институционализм вновь завоевал многих сторонников, интерес к нему повысился.

Институционализм никогда не был однородным направлением. Его представители выдвигали самые разные теории по всем вопросам, относящимся к социальной сфере, включая историю, экономику, философию, психологию, право и т. п.

Сильной стороной институционализма всегда являлась его практическая направленность. Это течение основывалось на процессах, реально происходящих в социально-экономической сфере.

Институционализм стал альтернативой неоклассическому направлению экономической теории. В неоклассической теории экономики предполагается совершенство хозяйственного рыночного механизма и саморегулируемость рыночной экономики.

В институционализме же, вместе с материальными факторами, предполагается значительное влияние на экономику психологических, моральных и прочих человеческих факторов, взятых в историческом разрезе. Иначе говоря, на экономику влияют и неэкономические проблемы. Все эти факторы и проблемы рассматриваются в качестве институтов в данном направлении экономики. Именно этими институтами оперирует Веблен в своих исследованиях.

Торстейн Веблен являлся одним из самых ярких и известных представителей раннего институционализма. Он разработал социально-психологическое (технократическое) направление институциональных исследований.

Институты, как элементы общественной психологии, как способ мышления, оказывали, по Веблену, решающее и непосредственное влияние на развитие общества. На исследовании институтов основывались вся теория Веблена об истории развития экономики.

Веблен считал законы биологии и психологии человека основой всех экономических процессов. Именно эти законы, по Веблену, являются определяющими в поведении потребителей.

Принципы институционализма

Веблен сформулировал основные принципы институционализма:

Экономическая наука должна учитывать весь комплекс условий и факторов, влияющих на хозяйственную жизнь (правовых, социальных, психологических, политических). Правила государственного управления оказывают не меньшее влияние на экономику, чем рыночный механизм.

Рынок не является нейтральным (справедливым) механизмом распределения ресурсов. Рынок и государство совместно способствуют обогащению крупных корпораций, монополистов.

В современных экономических системах власти предпринимателей необходимо противопоставлять организованные действия профсоюзов и государственных органов

Иначе говоря, экономическая наука не должна быть только наукой о ценах и рынках. Предметом политэкономии является человеческая деятельность во всех ее проявлениях. На поведение людей оказывают влияние не только рациональные экономические мотивы, но и такие социальные факторы, как мотивы демонстративного престижного потребления, завистливого сравнения, инстинкт подражания, закон социального статуса.

Институты, являясь принятыми в настоящее время формами организации общества, управляют поведением людей, определяют их стиль и образ жизни.

В 1899 г. Торстейн Веблен в самой известной своей книге «Теория праздного класса» попытался, причем довольно успешно, разъяснить суть теории институционализма, как течения в экономической науке.

В других его работах также впервые были сформулированы основные положения институционализма. Именно идеи Т. Веблена в значительной степени определили и дальнейшее развитие этого направления.

«Теория праздного класса» является его первой монографией. Вышла книга в конце XIX столетия, когда в США сформировалась финансовая олигархия, для которой было характерно расточительство денежных средств на неслыханную роскошь. Расточительство стало общепринятой нормой поведения для представителей этого класса. Эти события послужили причиной написания книги Веблена.

Трансформация инстинктов в институты

По мнению Веблена, главное, что движет поведением человека, это инстинкты (конечно, в гораздо более сложной форме, чем у животных). К основным человеческим инстинктам Веблен относил: родительский, «инстинкт мастерства» (стремление к результативным и эффективным действиям), инстинкт праздного любопытства, склонность к приобретательству, набор эгоистических склонностей и привычки.

На начальных периодах развития человеческой культуры инстинкты проявляются в чистом виде, а на более поздних – принимают завуалированные формы. Инстинкты формируют определенные типы поведения и привычки. Позднее, эти типы поведения становятся обычаями, а затем трансформируются в институты. Иначе говоря, институты – это исторически определенные формы социального поведения. В теории Веблена институты являлись основной единицей анализа культуры. Институты определяют экономические отношения и все социально-экономическое развитие общества.

Веблен утверждал, что в процессе развития возникают противоречия между институтами и внешней средой. Ведь по его теории, институты возникали в результате процессов, происходивших в прошлом. Поэтому они не могут полностью соответствовать требованиям настоящего времени. Такое несоответствие, противоречие существующих институтов и реальной внешней среды влечет за собой изменение институтов. В понимании Веблена, социальные формы (институты) изменяются таким же образом, как происходит в природе естественный отбор.

Являясь сторонником теории Ч. Дарвина, Веблен непрямую переносит закон естественного отбора на общественно-экономическое развитие (эволюцию социального устройства) . То есть, сводит социально-экономический процесс к биологическим закономерностям.

Веблен аргументирует такой подход тем, что жизнь человека в обществе, как и жизнь других видов, состоит из борьбы за существование и процесса отбора, приспособления. При этом, идет процесс естественного отбора социальных институтов. Эволюцию в социально экономической сфере Веблен представляет, как постоянный процесс приспосабливания человека и его мышления к меняющейся внешней среде. Вследствие этого идет постоянный естественный отбор наиболее соответствующих новому образу мышления социальных институтов.

Институт праздного класса

По Веблену, одним из важнейших институтов современного общества является институт праздного класса. В своих работах Веблен исследует становление праздного класса, его эволюцию, дает его характеристики и описывает последствия существования данного института для образа жизни всего общества.

Институт праздного класса, по Веблену, является результатом разграничения видов деятельности. На самых ранних этапах варварства праздный класс еще не является полностью сформировавшимся. Но именно тогда, как считает Веблен, существовали причины и обычаи, ставшие предпосылками формирования праздного класса. Уже наличествовало разделение функций, выполняемых членами общества, и на основе этого разделения появлялись первые различия между классами. Зарождалось разделение видов занятий мужчин и женщин. За женщинами закреплялись занятия, относящиеся к производственной сфере. Мужчинам, как пишет Веблен, в большинстве предполагаются занятия военной деятельностью, охотой, ритуальной сферой и развлечениями.

Такое разделение труда, по мнению Веблена, соответствует различию между работающим и праздным классом в последующие эпохи.

Веблен перечисляет условия, необходимые для образования праздного класса:

1) хищнический уклад жизни общества (война или охота), когда его члены должны усвоить привычку причинять ущерб силой и хитростью;

2) средства для поддержания жизни должны доставаться на достаточно легких условиях, чтобы можно было освободить значительную часть общества от участия в труде.

Как пишет Веблен, институт праздного класса в полной мере формируется на поздней стадии существования варварской культуры. Как пример, Веблен приводит времена феодализма в Европе и Японии. В эти времена между классами существовали четкие различия. Основная суть этих различий заключалась в том, что каждый класс должен был заниматься только определенной ему видом деятельности. И все это отражалось в образе ведения экономики того времени.

Разделение труда сопровождалось разделением занятий на почетные и непочетные занятия. Высшие слои общества, согласно установленным обычаям, не занимались сферой производства. Именно в этой непричастности к производственной сфере выражалось высокое положение человека.

Подобающими же этим слоям общества виды деятельности, были ограничены определенным кругом занятий, которые считались «почетными». К таким занятиям были отнесены: военное дело (как одно из основных), а также священно служение. Одно из этих двух занятий играло основную роль, в зависимости от того, насколько воинственным или религиозным было конкретное общество.

При этом, существовали очень четкие различия между классами и занятиями, присущими каждому классу . В процессе формирования и закрепления классовых различий появляются понятия «доблести», «достоинства», «почета».

По мере того, как производство приобретало более четкую специализацию, возникало и все более четкое разграничение производственной и непроизводственной деятельности.

На стадии, определяемой Вебленом, как позднее варварство, наметилась тенденция разделения высшего («праздного») класса на подгруппы. Что было обусловлено дальнейшим разделением по видам непроизводственной деятельности.

Веблен относил к праздному классу, помимо представителей знати и священнослужителей, также их окружение, людей, приближенных к высшим слоям общества. Со временем виды занятий праздного класса становились все более разнообразными, но по-прежнему главной характеристикой их деятельности с точки зрения экономики оставался ее непроизводительный вид. Соответственно, классовые различия и различия между видами деятельности праздного класса стали более размытыми.

Веблен делит эту деятельность начетыре сферы: управление, военное дело, религию, спорт и развлечения . Такая дифференциация образовалась, как пишет Веблен, на этапе позднего варварства.

Производством, и всем, что было напрямую связано с трудом по добыванию средств к существованию, занимались только низшие слои общества. К низшим слоям относились как рабы, так и прочие зависимые люди. Веблен также упоминает, что женщины имели более низший ранг, чем мужчины. Даже женщины из высших слоев обычно освобождались в основном только от самых «грубых» видов ручных работ, но допускалась их трудовая деятельность в некоторых сферах (шитье, приготовление еды). Тогда как мужчины высших слоев общества вообще не допускаются к участию в производстве. Сфера их занятий строго ограничена.

Четыре выделенных Вебленом направления определяют образ жизни высших слоев. Для людей, находящихся на самой вершине иерархической лестницы, эти направления, по Веблену, являются еще и единственно возможными. Все прочее не допускается обычаем. В отдельных случаях, даже спорт и развлечения не являются достойным занятием для членов самого высшего слоя общества.

А для более низких слоев праздного класса возможны виды деятельности, являющиеся сопутствующими, или как бы обслуживающими основные занятия праздного класса (изготовление оружия, военного снаряжения, содержание и дрессировка собак, лошадей, подготовка всего необходимого для религиозных ритуалов). К этим видам деятельности в основном не допускаются низшие слои.

Позднее, к почетным сферам деятельности, помимо, войны, политики, богослужения, спорта и развлечения, стали относить еще образование. Причем подразумевалось образование, приобретаемое не ради каких-то практических целей. Другими достойными занятиями стали азартные игры, участие в деятельности элитных клубов, освоение внешней атрибутики праздного класса, правил вежливости и этикета.

Признаки праздного класса

Неотъемлемыми атрибутами праздного класса являются: праздность, владение собственностью, расточительное потребление. Этим признакам праздного класса неизменно сопутствуют такие понятия, как «завистливое сравнение» и «демонстративность».

«Завистливым сравнением» Веблен называет склонность человека сравнивать результаты своей деятельности с результатами деятельности других людей. Эта склонность порождается инстинктом мастерства. Завистливое сравнение вынуждает человека к соперничеству, вызывает желание превзойти других.

Это превосходство человек может реализовать своим приобщением к праздному классу, почетной, непроизводственной деятельности. Таким образом, человек получает всеобщее уважение.

Окончательно формируется институт праздного класса на квазимиролюбивой (денежной) стадии развития культуры. Праздный класс становится эквивалентом класса собственников. Вместе с праздностью, непричастностью к физическому труду, признаком праздного класса становится обладание собственностью.

Другой важный признак праздного класса – «демонстративность». Это понятие подразумевает особую форму поведения, направленную на поддержание внешней демонстративной причастности к праздному классу, подчеркиванию высокого социального положения.

Непричастность к трудовой деятельности становится демонстративной, для представителей высшего класса труд на виду у всех становится запретным занятием.

Одной из форм демонстративности, подчеркивания денежного успеха человека, является демонстративное потребление – расточительность, приобретение дорогих и бесполезных вещей, предметов роскоши. Практически, такой стиль поведения становится обязательным. Представители праздного класса должны постоянно поддерживать таким образом свой высокий статус и уважение общества. Соответственно, целью приобретения какой-либо вещи является не удовлетворение естественных потребностей человека, а желание продемонстрировать его принадлежность к тому или иному общественному классу. Происходит бесполезное расточение материальных благ во имя ложных потребностей. Такие расходы становятся даже обременительными, усложняя жизнь праздного класса. Расходы на демонстративное потребление становятся более важными, чем расходы на необходимое.

Согласно Веблену, праздный класс играет ведущую роль в современном обществе. Его образ жизни становится эталоном и нормой для всего общества. Другие слои общества, побуждаемые «завистливым сравнением», стремятся к этому же идеалу. В отличие от сословного общества, где принадлежность к высшим кругам является наследственной, в денежном обществе возможен переход из одного слоя в другой. Поэтому остальные члены общества копируют поведение праздного класса, стремясь перейти на более высокую ступень.

Веблен утверждал, что поведение потребителей, вопреки представлениям неоклассической теории, определяется не индивидуальными оценками товаров по степени их полезности. Если высшие слои общества, «праздный класс», стремятся подчеркнуть свою привилегированность с помощью «демонстративного расточительства», то низшие классы стремятся копировать поведение «праздного класса».

В концепции Веблена полезность товара состоит из функциональной полезности (удовлетворение необходимых потребностей) и дополнительной полезности (способность приносить покупателю товара почет, признание). Для покупателя, по мнению Веблена, эти виды полезности нераздельны при оценке товара.

С современной экономике такой тип потребления назван эффектом Веблена. Цена товара в этом случае складывается из двух составных частей: его реальной стоимости и престижной. Чем товар дороже и престижней, тем выше на него спрос среди высшего слоя общества, за которым стремятся угнаться остальные слои.

Примером такого поведения потребителей является сфера моды, где одежда выступает как элемент демонстративного расточительства. Одежда быстро морально устаревает и должна заменяться другой, более престижной.

Появление праздного класса Веблен связывает с возникновением частной собственности. Частная собственность же, как один из экономических институтов, по Веблену, появляется в результате склонности к соперничеству, конкуренции, присущей человеку. Собственность возникла как трофей, результат набега на другое племя или род. Собственность была знаком победы над врагом, отличала обладателя трофея от его менее удачливого соседа. С развитием культуры собственность приобретается в основном не военными, а мирными методами. Но она по-прежнему служит доказательством успеха, высокого положения в обществе.

Собственность служит явным доказательством успеха. Богатство становится почетным, поэтому увеличение собственности становится необходимым для получения одобрения со стороны общества и утверждения высокого положения в нем.

С развитием общества обладатели собственности становятся привилегированной группой, находясь на вершине общественной иерархии. Собственники получают продукцию от производства благодаря собственности на средства производства, но не участвуя в производственном труде.

По Веблену, при оценке собственности люди используют завистническое сравнение. Если это сравнение неблагоприятно для человека, он будет стремиться к достижению престижного денежного уровня жизни, принятого в данном обществе. Но и при достижении этого уровня вновь возникает желание превысить его, чтобы превзойти остальных.

Веблен считал, что приобретение собственности и денежное накопление происходит не для реального потребления, а для удовлетворения желания соперничества. Он пишет, что не наблюдается определенных пределов в стремлении к накоплению, это стремление не может быть полностью насыщено. Накапливаемое богатство намного больше, чем нужно человеку для личного потребления. Следовательно, по Веблену, основной целью накопления является не потребление, а погоня за престижностью на основе завистливого сопоставления.

Таким образом, завистническое сравнение служит источником стремления к практически неограниченному увеличению собственности.

Занятия праздного класса

Довольно резкими для своего времени были высказывания Веблена о высшем образовании. По его мнению, высшее образование – одна из сфер, подчиненная законам праздного образа жизни. Классическое высшее образование Веблен считал залогом и свидетельством освобождения от производства. Ведь чтобы получить такое образование, нужно было потратить большое количество времени и расточительных усилий. А в производстве классическое образование не могла найти прямого применения.

Своеобразно и отношение Веблена к спорту. Веблен считал занятия спортом пережитком, оставшимся от варварского периода развития человечества. По мнению ученого, «праздный класс», занимаясь спортом, стремится выместить таким способом обиды, нанесенные их престижу. А для производственных классов: промышленников, технических специалистов, рабочих, крестьян – спорт является бесполезным и ненужным.

Технократическая теория Веблена

По мнению Веблена, в любом обществе с экономическими институтами присутствует борьба двух классов: бизнесменов, имеющих дело со сферой обращения, и промышленников, организующих материальное производство. Производственное предпринимательство, по Веблену, является движущей силой в развитии индустриального общества, стремясь усовершенствовать производство.

Бизнесмены же рассматривают производство только как возможность получения прибыли от реализации продукции. Они стремятся получить как можно большую выгоду и как можно быстрей. Таким образом, Веблен противопоставляет индустрию и бизнес, материальное производство и реализацию товаров.

Под индустрией Веблен понимал сферу материального производства, основанную на машинной технике, под бизнесом – сферу обращения (биржевых спекуляций, торговли, кредита и т. п.).

Веблен считает, что праздный класс своим стяжательским поведением тормозит развитие производства. Веблен пишет, что праздный класс является также консервативным, препятствуя переменам в производстве и общественной жизни.

Как альтернативу, Веблен выдвигает идею создания технократического общества, где контроль над производством полностью принадлежал бы техническим специалистам. Он считал, что именно техническая интеллигенция будет действовать в интересах общества.

Всю хозяйственную жизнь Веблен предлагает подчинить специально созданному совету технических специалистов. По мнению Веблена, под руководством технократии производство, освобожденное от власти бизнеса, станет работать для удовлетворения потребностей всех членов общества. Совет технических специалистов станет эффективно использовать природные ресурсы и усовершенствовать производство.

Веблен считал, что технические специалисты автоматически заинтересованы в лучшем функционировании производства. Они стремятся повышать его эффективность, что превращается для них в принцип поведения. Из этого Веблен заключает, что интересы работников крупного машинного производства совпадают с общественными интересами. Ведь при повышении эффективности производства увеличивается количество нужных товаров, повышается благосостояние общества. Самой прогрессивной общественной группой Веблен считал инженерно-техническую интеллигенцию. Он утверждал, что постепенно именно к ним перейдет руководство индустриальной сферой – из-за усложнения производственных процессов, требующих большого объема специальных знаний.

Эти идеи Веблена позднее использовались во многих технократических теориях, хотя сам он в конце жизни от них отказался. Эти взгляды по прошествии лет показали себя слишком идеалистичными: технические специалисты имеют совершенно различные уровни доходов и, соответственно, уровни жизни. Не оказалось тех общих целей, ради которых этот класс мог бы объединиться и провести перемены в обществе.

Также Веблен выступал против чрезмерного влияния монополий в промышленности, утверждая, что наличие монополий сокращает объемы производства и приводит к искусственному повышению биржевых и иных цен . Все это может привести к серьезному кризису экономики. Благодаря этим исследованиям он предсказал наступление Великой депрессии.

В поздних своих работах Веблен вводит термин «абсентеистская собственность» (отсутствующая, неосязаемая) – под ней он подразумевал отделение собственности от непосредственного производства. При этом собственник не участвует в управлении своим производством.

Технократические взгляды Веблена проявились в его теории отставания развития культуры и общества от развития науки и техники. Традиции и взгляды людей отстают от изменений в области технологии производства. В результате, эволюция общества выражается в умственном приспособлении отдельных людей к итогам технического прогресса.

Биография

Торстейн Бунде Веблен родился 30 июля 1857 года, в небольшом поселке Като, штат Висконсин (США), в семье норвежских переселенцев. В 1880 году окончил Карлтон-колледж в Нортфилде (шт. Миннесота), занимался преподаванием. В 1881 году поступил в университет Хопкинса, где изучал философию и политическую экономию. Затем перешел в Йельский университет, который окончил в 1884 со степенью доктора философии за диссертацию «Этические основания учения о воздаянии», где исследовал взгляды И. Канта. Но Веблен на смог получить места преподавателя, поскольку имел агностические взгляды, а в то время на должности преподавателей философии набирали философов-богословов. Веблен же был известен приверженностью теории эволюции Ч. Дарвина.

Поэтому ему пришлось вернуться на отцовскую ферму, где он провел следующие 7 лет. в течение этого времени Веблен подрабатывал написанием небольших статей в газетах и журналах.

В 1890 году Веблен был принят в аспирантуру Корнельского университета, на место ассистента. Здесь он познакомился с известным экономистом Дж. Л.Лафлином, который также, как и Веблен, являлся последователем Дж. Ст. Милля. В следующем году, благодаря помощи Дж. Л.Лафлина, Веблен перешел в только что открывшийся Чикагский университет, где преподавал до 1906 года. Был редактором «Журнала политической экономии».

На протяжении всей карьеры Веблен не имел постоянной преподавательской работы. Причинами этого в основном были все те же его слишком радикальные для своего времени взгляды. Помимо этого, Веблен обладал сложным характером, иногда имел трудности выстраивания отношений с окружающими. По некоторым данным, он якобы подвергся осуждению коллег из-за супружеской измены. Так или иначе, Веблен был вынужден часто переходить из университета в университет.

В 1900 году, после выхода его крупной работы «Теория праздного класса», Веблен получил место профессора Чикагского университета, где работал по 1905 год.

К десятилетию Чикагского университета Веблен, совместно с Лафлином, публикует работу, где излагает свою теорию современного кредита и его роли в предпринимательстве. По мнению Веблена, кредиты нужны только бизнесу, но не современному производству. Позднее эта работа вошла в книгу Веблена «Теория делового предпринимательства».

Затем Веблен перешел в университет Стэнфорда, где преподавал экономику с 1906 по 1909 годы, после чего вновь сменил место работы, став преподавателем в университете штата Миссури (1911–1917 г.г.). За период с 1906 по 1910 г. Веблен пишет ряд статей по экономическим вопросам: «Социалистическая экономика Карла Маркса и его последователей», «Место науки в современной цивилизации», «Эволюция научной точки зрения», «О природе капитала» и др. Это было для Веблена время, когда он увлекся марксизмом, хотя марксистом так и не стал.

Друзьями Торстейна Веблена были такие известные ученые, как: Джон Дьюи – американский философ, психолог и педагог, на курсе которого Веблен изучал философию, Жака Лёб – механистический биолог, автор теории искусственного партеногенеза – развитию яйцеклетки без оплодотворения, под действием физических или химических факторов. Механистическая биология заинтересовала Веблена, он даже применял некоторые ее подходы в своей теории построения общества.

К началу 1920-х годов Веблен стал известным социальным критиком и ученым. В 1920–1922 годах Веблен прочитал курс лекций в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке. Не сумев получить здесь профессорское место, Веблен уезжает в Калифорнию, где проводит в бедности остаток жизни.

Оставив академическую карьеру, Веблен отдает все время писательской деятельности. В 1923 году он опубликовал свою последнюю крупную работу «Собственность отсутствующих лиц (абсентеисткая собственность) и предпринимательство в современную эпоху: пример Америки».

Умер Веблен 3 августа 1929 года, в возрасте 72 лет, в доме около Менло-Парка, штат Калифорния.

Максимальный интерес к работам Веблена проявился в США в 1930-е годы, благодаря тому, что он смог предсказать наступление Великой депрессии. Позднее его теории использовались в различных экономических направлениях технократического типа.

Основные работы:

«Теория праздного класса: экономическое исследование институтов» (1899 г.)

«Теория делового предпринимательства» (1904 г.)

«Инстинкт мастерства и уровень развития технологии производства» (1914 г.)

«Имперская Германия и промышленный переворот» (1915 г.)

«Исследование характера мира и условий его поддержания» (1917 г.).

«Высшее образование в Америке» (1918 г.)

«Крупные предприниматели и простой человек» (1919 г.)

«Инженеры и система ценообразования» (1921 г.)

«Абсентеисткая собственность и предпринимательство в новое время» (1923 г.)

Торстейн Бунде Веблен (родился 30 июля 1857 года, графство Манитовок , штат Висконсин, США, а умер 3 августа 1929 года близ Менло-парка , Калифорния, США) - американский экономист и социолог, применявший эволюционный, динамичный подход к изучению экономических институтов. Работа «Теория праздного класса» (1899) сделала его известным в литературных кругах, а придуманное им выражение «демонстративное потребление», описывающее жизнь богатых людей, до сих пор широко используется.

Ранние годы

Торстейн Веблен родился в семье выходцев из Норвегии и не знал английского, пока не пошел в школу, поэтому всю жизнь говорил с акцентом. Он окончил Карлтон-колледж в Нортфилде , штат Миннесота , за 3 года, зарекомендовав себя блестящим учеником и насмешливым индивидуалистом. Веблен изучал философию у Джона Хопкинса и в получив степень доктора философии в 1884 г. Не сумев найти должность преподавателя, он вернулся на ферму своего отца в Миннесоту , где провел за чтением большую часть следующих 7 лет. По словам биографа, в течение нескольких дней можно было увидеть только верхушку его головы в окне чердака.

В 1888 г. Веблен женился на Эллен Рольф , происходившей из богатой и влиятельной семьи. Неспособный найти работу, в 1891 г. он поступил в аспирантуру Корнельского университета. Там Торстейн так сильно впечатлил Дж . Лоуренса Лафлина , что, когда в 1892 году последнего попросили возглавить экономический отдел в новом он взял его с собой. Но преподавателем Веблен стал только в 1896 году, когда ему было 39 лет.

Основоположник институционализма

Первая книга Веблена , «Теория праздного класса», с подзаголовком «Экономическое исследование институтов», была опубликована в 1899 году. В работе, которую читают и сегодня, представлена большая часть его идей. Институционализм Торстейна Веблена заключался в применении эволюции Дарвина к изучению современной ему экономической жизни и влиянии на нее таких социальных институтов, как государство, право, традиции, мораль и т. д. Промышленная система, по его мнению, требовала добросовестности, эффективности и сотрудничества, тогда как руководители мира бизнеса были заинтересованы в получении прибыли и демонстрации своего состояния. Отголосок хищнического, варварского прошлого - вот что Торстейн Веблен понимал под словом «богатство». Он с явным удовольствием исследовал «современные реликты» в развлечениях, моде, спорте, религии и эстетических вкусах правящего класса. Произведение заинтересовало литературный мир, где его читали как сатиру, а не научную работу, и, таким образом, Веблен приобрел репутацию социального критика, мировоззрение которого простиралось далеко за пределы академического горизонта.

Неудачи в карьере

Однако его репутация не принесла ему академических успехов. Он был индифферентным преподавателем, презиравшим университетский ритуал чтения лекций и экзаменов. Его самый известный курс «Экономические факторы в цивилизации» охватывал обширные области истории, права, антропологии и философии, но мало обращал внимания на ортодоксальную экономическую теорию. В 1904 г. он опубликовал «Теорию предпринимательства», в которой расширил свою эволюционную тему несовместимости современного промышленного процесса и иррациональных средств бизнеса и финансов (т. е. различий в производстве товаров и зарабатывании денег).

В Чикаго Веблен достиг лишь звания доцента и был вынужден покинуть университет после обвинения в брачной неверности. В 1906 г. он стал преподавать в Стэнфордском университете. Через 3 года его личные дела снова вынудили его уйти в отставку.

Продуктивный период

С некоторыми трудностями Торстейн Веблен нашел должность преподавателя в Университете Миссури с гораздо болей низкой оплатой и оставался там с 1911 по 1918 год. Он развелся с Эллен Рольф , с которой состоял в браке с 1888 г., и в 1914 г. женился на Анне Фессенден Брэдли . У нее было двое детей (обе - девочки) , которых она воспитывала в соответствии с утилитарными идеями супруга, изложенными в «Теории праздного класса».

В Миссури экономист пережил плодотворный период. В работе «Инстинкт мастерства и состояние индустриального искусства» (1914) Торстейн Веблен ударение делал на том, что деловое предприятие находится в фундаментальном противоречии с человеческой склонностью к полезным усилиям. Слишком много энергии человечества было потрачено впустую из-за неэффективных институтов. Первая мировая война усилила пессимизм Веблена в отношении перспектив человеческой расы . В «Имперской Германии и промышленной революции» (1915) он предположил, что у этой страны есть преимущество перед демократическими государствами, такими как Соединенное Королевство и Франция, поскольку ее самодержавие способно направить завоевания современной технологии на службу государству. Он признавал, что преимущество было лишь временным, поскольку немецкая экономика в конечном счете разработает собственную систему демонстративного расточительства. Книга «Исследование природы мира и условий его увековечения» (1917) принесла Веблену международное признание. В ней он утверждал, что современные войны вызваны главным образом конкурентными требованиями национальных деловых интересов, и что прочный мир может быть обеспечен только за счет прав собственности и системы цен, в которой эти права имеют силу.

Дальнейшая карьера

В феврале 1918 года Веблен устроился на работу в Управление продовольствия США в Вашингтоне, но его подход к экономическим проблемам был бесполезен для государственных чиновников, и он оставался на посту менее 5 месяцев. Осенью 1918 г. он стал членом редакции The Dial, нью-йоркского литературно-политического журнала, для которого он написал серию статей «Современная точка зрения и новый порядок», позже опубликованную в виде книги «Предприниматели и простой человек» (1919). Другая серия статей, появившаяся в журнале позднее, была опубликована в книге Торстейна Веблена «Инженеры и система ценообразования» (1921). В них автор развивал свои идеи реформирования экономической системы. Он считал, что инженеры, обладающие знаниями для запуска промышленности, должны взять руководство на себя, потому что они будут управлять, повышая эффективность, а не прибыль. Эта тема была центральной для технократического движения, кратковременно существовавшего в период Великой депрессии.

Заключительные годы

В то время как престиж Торстейна Веблена достиг новых высот, его личная жизнь не складывалась. Он покинул The Dial, проработав в издании год. У его второй жены случилось нервное расстройство, за которым последовала ее смерть в 1920 г. Сам Веблен также нуждался в заботе со стороны нескольких преданных друзей и, по-видимому, не мог разговаривать с незнакомцами, заинтересованными в его идеях. Некоторое время он читал лекции в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке, и его материально поддерживал его бывший ученик. Последняя книга Веблена «Собственность отсутствующих лиц и предпринимательство в современную эпоху: пример Америки» (1923) была плохо написана и представляла собой однообразный обзор корпоративных финансов, в котором он снова подчеркнул противоречие между промышленностью и бизнесом.

В 1926 г. он отказался от преподавания и вернулся в Калифорнию, где жил с падчерицей в горной хижине с видом на море. Там он оставался до конца своей жизни.

Значение

Репутация Торстейна Веблена достигла еще одной высокой точки в 1930-х , когда многим показалось, что Великая депрессия оправдывала его критику бизнеса. Хотя читающая публика считала его политическим радикалом или социалистом, американский экономист был пессимистом, который никогда не занимался политикой. Среди коллег у него были как поклонники, так и критики, но последних было больше. Научный анализ современного индустриального общества во многом обязан немецкому коллеге Веблена Максу Веберу , идеи которого сложнее. Даже его ближайшие ученики находили его антропологический и исторический подход слишком широким, чтобы удовлетворить их научные требования, хотя они восхищались его обширным и оригинальными знаниями. Один из его самых именитых поклонников, Уэсли К. Митчелл , назвал его «посетителем из другого мира» и отметил, что социальная наука не знает второго такого освободителя разума от тонкой тирании обстоятельств, равно как и подобного ему первопроходца новых областей экономических исследований.

Помимо этого, мотивом к накоплению является власть, даруемая богатством. Склонность к целенаправленной деятельности и отвращение, испытываемое при всякой бесплодности своих усилий, присущи человеку в силу его свойства выступать в качестве агента действия и не покидают его даже тогда, когда он поднимается над уровнем наивной общинной культуры, где доминирующей нотой является не подвергаемое анализу и безраздельное единение индивида и группы, с которой связана его жизнь. Когда перед ним открывается хищнический путь, где своекорыстие в узком смысле слова становится преобладающим, эта склонность еще остается при нем как всепроникающая черта, формирующая образ его жизни. Скрытым экономическим мотивом остается склонность к достижению успеха и нерасположение к тщетности усилий. Изменяются лишь форма выражения этой склонности и непосредственные объекты, на которые она направляет деятельность человека. При системе индивидуальной собственности наиболее доступными для достижения цели являются те средства, которые предоставляет приобретение и накопление материальных ценностей, и, когда складывающийся на базе уважения к себе антитезис «я – он» становится более осознанным, склонность и достижениям - инстинкт мастерства - все более стремится принять форму напряженных стараний превзойти других в денежном успехе. Денежный успех, поверяемый завистническим сопоставлением себя с другими людьми, становится общепринятой целью всякого действия. Сопоставление себя с другими людьми приобретает благоприятный для человека исход в результате стремления к одной цели - денежному успеху, - являющейся в текущий момент общепринятой и законной, и, следовательно, нерасположение к тщетным действиям в значительной степени сращивается со стимулом соперничества. Оно направлено на усиление борьбы за денежную престижность путем наложения резкого неодобрения на всякий промах и всякое свидетельство промаха в деле денежного преуспевания. Целенаправленными начинают считаться главным образом те усилия, которые ведут к более достоверному проявлению накопленного богатства. Среди мотивов, которыми руководствуются люди при накоплении богатства, первенство и по размаху, и по силе остается за этим мотивом денежного соперничества.

Возможно, излишне говорить, что при использовании термина «завистнический» у нас нет никакого намерения отнестись к какому-либо из явлений, для характеристики которых употребляется это слово, с пренебрежением или превознести его, счесть его достойным похвалы или предосудительным. Термин используется в специальном значении, описывая сопоставление людей друг с другом в целях оценки и расположения их по рангу достоинств и значимости - в каком-то эстетическом или моральном смысле, - таким образом закрепляя за ними соответствующие степени самодовольства, которое от них можно ожидать или на которое они вправе рассчитывать сами. Завистническое соперничество есть процесс оценки людей в отношении их достоинства.

Торстейн Веблен

Торстейн Веблен и социально-психологическое направление институционализма.

Особенности методологии Т. Веблена. Научные труды Веблена. Критика неклассических идей о гармонии экономических интересов и рыночном равновесии.

В начале ХХ века в США возник институционализм, виднейшими представителями которого выступили Торстейн Веблен, возглавивший социально-психологический (технократический) вариант институциональных исследований, Джон Коммонс - социально-правовой (юридический), Уэсли Митчелл - конъюнктурно-статистический (эмпирико-прогностический).

Свое название это направление получило после того, как американский экономист У. Гамильтон в 1916г. впервые применил термин" институционализм". Его распространение было связано с эволюцией экономической теории в США, где в 20х годах этого столетия он занял лидирующее положение.

По определению У. Гамильтона институт - это словесный символ для лучшего описания группы общественных обычаев, "способ мышления", ставший привычкой для группы людей или обычаем для народа. У. Гамильтон утверждал, что "институты" устанавливают границы и формы человеческой деятельности. Мир обычаев и привычек, к которым мы приспосабливаем нашу жизнь, представляет собой сплетение и непрерывную ткань "институтов".

Институционализм - это в определенном смысле альтернатива неоклассическому направлению экономической теории. Если неоклассики исходят из смитианского тезиса о совершенстве хозяйственного рыночного механизма и саморегулируемости экономики и придерживаются “чистой экономической науки”, то институционалисты движущей силой экономики наряду с материальными факторами считают также духовные, моральные, правовые и другие факторы, рассматриваемые в историческом контексте. Другими словами, институционализм в качестве предмета своего анализа выдвигает как экономические, так и неэкономические проблемы социально-экономического развития. При этом объекты исследования, институты, не подразделяются на первичные или вторичные и не противопоставляются друг другу.

Представителем раннего институционализма является Т. Веблен. Его перу принадлежит ряд исследований: "теория праздного класса" (1899), "Теория делового предпринимательства" (1904), "Инстинкт мастерства и уровень развития технологии производства" (1914), "крупные предприниматели и простой человек" (1919), "Инженеры и система ценностей" (1921), "Абсентическая собственность и предпринимательство в новое время" (1923).

Как основоположник институционализма Веблен выводит ряд экономических явлений из общественной психологии, в основе его взглядов лежит своеобразное понимание человека как биосоциального существа, руководимого врожденными инстинктами. К числу последних Т. Веблен относит инстинкт самосохранения и сохранения рода ("родительское чувство"), инстинкт мастерства ("склонность или предрасположение к эффективным действиям"), а также склонности к соперничеству, подражанию, праздному любопытству. Так, частная собственность предстает в его произведениях как следствие изначальной человеческой склонности к конкуренции: она изображается наиболее заметным доказательством успеха в соревновании и "традиционной основой уважения". Более сложная психологическая подоплека свойственна категории "завистливое сравнение", играющей в системе Веблена чрезвычайно важную роль. При помощи этой категории Веблен интерпретирует такие экономические явления, как приверженность людей к престижному потреблению, а также к накоплению капитала: собственник меньшего по размеру состояния испытывает зависть к более крупному капиталисту и стремится догнать его; при достижении желаемого уровня проявляется стремление перегнать других и тем самым превзойти конкурентов.

Одним из важнейших положений Веблена было требование исторического подхода в экономической науке. По его мнению, необходимо было осуществить изучение различных экономических и общественных институтов в их развитии, от момента их возникновения и до современности. Он много занимался историей человеческого общества, анализировал возникновение частной собственности, классов, государства, стремился обнаружить в прошлом истоки тех противоречий, которые, по его мнению, демонстрировал современный ему капитализм.

Движущую силу развития Веблен видел в противоречиях между институтами и внешней средой. По его словам: “Институты - это результат процессов, происходивших в прошлом, они приспособлены к обстоятельствам прошлого и, следовательно, не находившийся в полном “согласии с требованиями настоящего времени”. По мысли Веблена, несоответствие между уже сложившимися институтами и изменившимися условиями, внешней средой и делает необходимым изменение существующих институтов, смену устаревших институтов новыми. При этом изменение институтов происходит в соответствии с законом естественного отбора. Веблен писал: “Жизнь человека в обществе точно так же, как жизнь других видов, - это борьба за существование, а, следовательно, это процесс отбора и приспособления, эволюция общественного устройства явилась процессом естественного отбора социальных институтов. Продолжающееся развитие институтов человеческого общества и природы человека, прогресс, можно в общих чертах свести к естественному отбору наиболее приспособленного образа мысли и процессу вынужденного приспособления изменяющемуся с развитием общества и социальных институтов, в условиях которых протекает человеческая жизнь”. Таким образом, в трактовке Веблена общественно-экономическое развитие (“эволюция социального устройства”) предстаёт как реализация процесса “естественного отбора” разнообразных институтов.

Веблен механически переносил дарвинистское учение о естественном отборе на область социальных явлений. Он не учитывал при этом, что “эволюция социальной структуры” - это социальный процесс, закономерности которого не могут быть сведены к биологическим закономерностям.

Книги Веблена содержат скрытую, а порой и явную полемику с экономистами неоклассического направления. Всем своим творчеством он давал понять, что экономическая наука не должна быть только наукой о ценах и рынках. Веблен писал, что предметом политической экономии является человеческая деятельность во всех ее проявлениях, общественные науки призваны заниматься отношениями людей друг к другу.

Hеоклассики нередко представляли человека в виде идеальной счетной установки, мгновенно оценивающей полезность того или иного блага, с целью максимизировать общий эффект от использования наличного запаса ресурсов. Однако, согласно Веблену, экономическое поведение людей носит более сложный часто иррациональный характер, ибо человек - не "машина для исчисления ощущений наслаждения и страдания". На поведении людей сказываются, например, мотивы демонстративного престижного потребления, завистливого сравнения, инстинкт подражания, закон социального статуса, и прочие врожденные и благоприобретенные склонности. Поведение человека не может сводиться к экономическим моделям, основанным на принципах утилитаризма и гедонизма. Данные рассуждения Т. Веблен использовал, в частности, в полемике против одного из столпов неоклассики - Дж. Кларка.

Согласно Веблену, институты, или "принятая в настоящее время система общественной жизни", определяют непосредственные цели, подчиняющие поведение людей. Hо благоприятные условия экономического развития существуют лишь в том случае, когда система институтов находится в гармонии с конечными целями, вытекающими из инстинктов.

В результате реформ Веблен предвидел установление “нового порядка”, при котором руководство промышленным производством страны будет передано специальному “совету техников”, и “индустриальная система перестанет служить интересам монополистов, поскольку мотивом технократии и индустриалов явится не денежная выгода”, а служение интересам всего общества.

Другим важнейшим фактором, лежащим в основе изменения институтов, Т. Веблен считал технику, технологию. Согласно его учению, эту доминирующую роль техника выполняет не всегда, а лишь на стадии машинного производства. Таким образом, в методологии Веблена, присутствуют элементы историзма, хотя во многом технократического свойства: институты изменяются потому, что на них воздействует человеческая психология, с одной стороны, и сплошной поток технических факторов - с другой. Эта двойственная психолого-технократическая концепция заложила основы современных теорий стадийности экономического роста и индустриальной цивилизации.

2. Учение Т.Веблена о “праздном классе”. Концепция индустриальной системы. Учение об “абсентеистской собственности”

Центральное место в произведениях Веблена занимает его учение о "праздном классе", к образованию которого он также подходил исторически. Как и многие поклонники классического труда Л. Моргана "Древнее общество", Веблен различал в истории человечества несколько стадий: ранней и поздней дикости, хищного и полумирного варварства, а затем ремесленную и промышленную стадии. На ранних стадиях люди жили в условиях сотрудничества. Тогда, как представлялось Веблену, не было собственности, обмена, механизма цен. Позднее, когда был накоплен излишек материальных благ, военноначальники и жрецы нашли выгодным править другими людьми. Так начался процесс формирования "праздного класса", а вместе с ним переход от дикости к варварству. По мере того как мирные занятия уступали место военным походам и грабежам, подавлялся свойственный человеку инстинкт мастерства. Если раньше человек боролся в основном с природой, то теперь - с другим человеком. В центре нового образа жизни находилась частная собственность, у истоков которой стояли насилие и обман.

и социально-психологическое направление институционализма.

Особенности методологии Т. Веблена. Научные труды Веблена. Критика неклассических идей о гармонии экономических интересов и рыночном равновесии.

В начале ХХ века в США возник институционализм, виднейшими представителями которого выступили Торстейн Веблен, возглавивший социально-психологический (технократический) вариант институциональных исследований, Джон Коммонс - социально-правовой (юридический), Уэсли Митчелл - конъюнктурно-статистический (эмпирико-прогностический).

Свое название это направление получило после того, как американский экономист У. Гамильтон в 1916г. впервые применил термин" институционализм". Его распространение было связано с эволюцией экономической теории в США, где в 20х годах этого столетия он занял лидирующее положение.

По определению У. Гамильтона институт - это словесный символ для лучшего описания группы общественных обычаев, "способ мышления", ставший привычкой для группы людей или обычаем для народа. У. Гамильтон утверждал, что "институты" устанавливают границы и формы человеческой деятельности. Мир обычаев и привычек, к которым мы приспосабливаем нашу жизнь, представляет собой сплетение и непрерывную ткань "институтов".

Институционализм - это в определенном смысле альтернатива неоклассическому направлению экономической теории. Если неоклассики исходят из смитианского тезиса о совершенстве хозяйственного рыночного механизма и саморегулируемости экономики и придерживаются “чистой экономической науки”, то институционалисты движущей силой экономики наряду с материальными факторами считают также духовные, моральные, правовые и другие факторы, рассматриваемые в историческом контексте. Другими словами, институционализм в качестве предмета своего анализа выдвигает как экономические, так и неэкономические проблемы социально-экономического развития. При этом объекты исследования, институты, не подразделяются на первичные или вторичные и не противопоставляются друг другу.

Представителем раннего институционализма является Т. Веблен. Его перу принадлежит ряд исследований: "теория праздного класса" (1899), "Теория делового предпринимательства" (1904), "Инстинкт мастерства и уровень развития технологии производства" (1914), "крупные предприниматели и простой человек" (1919), "Инженеры и система ценностей" (1921), "Абсентическая собственность и предпринимательство в новое время" (1923).

Как основоположник институционализма Веблен выводит ряд экономических явлений из общественной психологии, в основе его взглядов лежит своеобразное понимание человека как биосоциального существа, руководимого врожденными инстинктами. К числу последних Т. Веблен относит инстинкт самосохранения и сохранения рода ("родительское чувство"), инстинкт мастерства ("склонность или предрасположение к эффективным действиям"), а также склонности к соперничеству, подражанию, праздному любопытству. Так, частная собственность предстает в его произведениях как следствие изначальной человеческой склонности к конкуренции: она изображается наиболее заметным доказательством успеха в соревновании и "традиционной основой уважения". Более сложная психологическая подоплека свойственна категории "завистливое сравнение", играющей в системе Веблена чрезвычайно важную роль. При помощи этой категории Веблен интерпретирует такие экономические явления, как приверженность людей к престижному потреблению, а также к накоплению капитала: собственник меньшего по размеру состояния испытывает зависть к более крупному капиталисту и стремится догнать его; при достижении желаемого уровня проявляется стремление перегнать других и тем самым превзойти конкурентов.

Одним из важнейших положений Веблена было требование исторического подхода в экономической науке. По его мнению, необходимо было осуществить изучение различных экономических и общественных институтов в их развитии, от момента их возникновения и до современности. Он много занимался историей человеческого общества, анализировал возникновение частной собственности, классов, государства, стремился обнаружить в прошлом истоки тех противоречий, которые, по его мнению, демонстрировал современный ему капитализм.

Движущую силу развития Веблен видел в противоречиях между институтами и внешней средой. По его словам: “Институты - это результат процессов, происходивших в прошлом, они приспособлены к обстоятельствам прошлого и, следовательно, не находившийся в полном “согласии с требованиями настоящего времени”. По мысли Веблена, несоответствие между уже сложившимися институтами и изменившимися условиями, внешней средой и делает необходимым изменение существующих институтов, смену устаревших институтов новыми. При этом изменение институтов происходит в соответствии с законом естественного отбора. Веблен писал: “Жизнь человека в обществе точно так же, как жизнь других видов, - это борьба за существование, а, следовательно, это процесс отбора и приспособления, эволюция общественного устройства явилась процессом естественного отбора социальных институтов. Продолжающееся развитие институтов человеческого общества и природы человека, прогресс, можно в общих чертах свести к естественному отбору наиболее приспособленного образа мысли и процессу вынужденного приспособления изменяющемуся с развитием общества и социальных институтов, в условиях которых протекает человеческая жизнь”. Таким образом, в трактовке Веблена общественно-экономическое развитие (“эволюция социального устройства”) предстаёт как реализация процесса “естественного отбора” разнообразных институтов.

Веблен механически переносил дарвинистское учение о естественном отборе на область социальных явлений. Он не учитывал при этом, что “эволюция социальной структуры” - это социальный процесс, закономерности которого не могут быть сведены к биологическим закономерностям.

Книги Веблена содержат скрытую, а порой и явную полемику с экономистами неоклассического направления. Всем своим творчеством он давал понять, что экономическая наука не должна быть только наукой о ценах и рынках. Веблен писал, что предметом политической экономии является человеческая деятельность во всех ее проявлениях, общественные науки призваны заниматься отношениями людей друг к другу.

Hеоклассики нередко представляли человека в виде идеальной счетной установки, мгновенно оценивающей полезность того или иного блага, с целью максимизировать общий эффект от использования наличного запаса ресурсов. Однако, согласно Веблену, экономическое поведение людей носит более сложный часто иррациональный характер, ибо человек - не "машина для исчисления ощущений наслаждения и страдания". На поведении людей сказываются, например, мотивы демонстративного престижного потребления, завистливого сравнения, инстинкт подражания, закон социального статуса, и прочие врожденные и благоприобретенные склонности. Поведение человека не может сводиться к экономическим моделям, основанным на принципах утилитаризма и гедонизма. Данные рассуждения Т. Веблен использовал, в частности, в полемике против одного из столпов неоклассики - Дж. Кларка.

Согласно Веблену, институты, или "принятая в настоящее время система общественной жизни", определяют непосредственные цели, подчиняющие поведение людей. Hо благоприятные условия экономического развития существуют лишь в том случае, когда система институтов находится в гармонии с конечными целями, вытекающими из инстинктов.

В результате реформ Веблен предвидел установление “нового порядка”, при котором руководство промышленным производством страны будет передано специальному “совету техников”, и “индустриальная система перестанет служить интересам монополистов, поскольку мотивом технократии и индустриалов явится не денежная выгода”, а служение интересам всего общества.

Другим важнейшим фактором, лежащим в основе изменения институтов, Т. Веблен считал технику, технологию. Согласно его учению, эту доминирующую роль техника выполняет не всегда, а лишь на стадии машинного производства. Таким образом, в методологии Веблена, присутствуют элементы историзма, хотя во многом технократического свойства: институты изменяются потому, что на них воздействует человеческая психология, с одной стороны, и сплошной поток технических факторов - с другой. Эта двойственная психолого-технократическая концепция заложила основы современных теорий стадийности экономического роста и индустриальной цивилизации.

2. Учение Т.Веблена о “праздном классе”. Концепция индустриальной системы. Учение об “абсентеистской собственности”

Центральное место в произведениях Веблена занимает его учение о "праздном классе", к образованию которого он также подходил исторически. Как и многие поклонники классического труда Л. Моргана "Древнее общество", Веблен различал в истории человечества несколько стадий: ранней и поздней дикости, хищного и полумирного варварства, а затем ремесленную и промышленную стадии. На ранних стадиях люди жили в условиях сотрудничества. Тогда, как представлялось Веблену, не было собственности, обмена, механизма цен. Позднее, когда был накоплен излишек материальных благ, военноначальники и жрецы нашли выгодным править другими людьми. Так начался процесс формирования "праздного класса", а вместе с ним переход от дикости к варварству. По мере того как мирные занятия уступали место военным походам и грабежам, подавлялся свойственный человеку инстинкт мастерства. Если раньше человек боролся в основном с природой, то теперь - с другим человеком. В центре нового образа жизни находилась частная собственность, у истоков которой стояли насилие и обман.

Учение о праздном классе вкупе с методологией технократизма (дословно: технократия - власть техники) лежит в основе вебленовской концепции "индустриальной системы". Согласно этой теории капитализм (в терминологии Веблена - "денежное хозяйство") проходит две ступени развития: стадию предпринимателя, в течение которой власть и собственность принадлежат предпринимателю, и стадию господства финансиста, когда финансисты оттесняют предпринимателей. Для последней стадии особенно характерна дихотомия (противостояние) между индустрией и бизнесом, интересы, которых совершенно различны. Под индустрией Веблен понимал сферу материального производства, основанную на машинной технике, под бизнесом - сферу обращения (биржевых спекуляций, торговли, кредита и т.д.).

Индустрия, согласно концепции Веблена, представлена не только функционирующими предпринимателями, но и инженерно-техническим персоналом, менеджерами, рабочими. Все эти слои заинтересованы в совершенствовании производства и потому являются носителями прогресса. Напротив, представители бизнеса ориентированы исключительно на прибыль, и производство как таковое их не волнует.

Дихотомия между индустрией и бизнесом заключается, по Веблену, в том, что в индустриальной сфере функционируют слои, необходимые для общества, тогда как бизнес персонифицирован в "праздном классе", не несущем полезной нагрузки. В "праздный класс" Веблен заключал лишь наиболее крупных финансовых магнатов; мелких и средних предпринимателей он не считал социальными иждивенцами и даже (с известными оговорками) зачислял в производительный класс.

Американский ученый неоднократно выражал глубокое уважение к Марксу, хотя и не был во всем с ним согласен (критиковал марксистскую теорию развития стоимости, учение о резервной армии труда как результате накопление капитала). Главное острие вебленовской критики было направлено против интересов крупнейшей буржуазии. Это объясняется тем, что Веблен стоял на левом фланге западной экономической мысли и был идеологом радикально настроенной интеллигенции.

Важнейшим итогом теоретической деятельности Веблена стало его учение об "абсентеистской собственности" (абсентеистская - отсутствующая, неосязаемая). Эта собственность бизнесменов, не принимающих непосредственного участия в производстве. Если раньше, на стадии "господства предпринимателей", прибыль была закономерным итогом полезной предпринимательской деятельности, то в условиях "денежного хозяйства" ХХ в. главным средством извлечения прибыли сделался кредит. Именно при помощи кредита бизнесмены (представители "праздного класса") присваивают акции, облигации, другие фиктивные ценности, которые приносят огромные спекулятивные доходы. В итоге непомерно расширяется рынок ценных бумаг, рост размера "абсентеистской" собственности во много раз превосходит стоимости материальных активов корпораций. "Абсентеистская собственность" - основа существования "праздного класса", причина обостряющегося конфликта между индустрией и бизнесом.

3. Оценка и роль учения Т. Веблена

Таким образом, Веблен весьма тонко анализирует многие реальные аспекты экономики США начала XX в.: переход экономической власти в руки финансовых магнатов, манипулирование фиктивным капиталом как одним из главных средств приумножения финансового капитала, значительный отрыв капитала-собственности от капитала-функции и т.д. Вместе с тем этот экономист был убежденным сторонником меновой концепции: корень социальных конфликтов он искал в сфере обращения, а не производства, противоречия последней трактовались им как второстепенные.

По Веблену, основную роль в грядущих преобразованиях призваны сыграть инженеры - технократы (лица, идущие к власти на основании глубокого знания современной техники). Согласно его представлениям, участие в создании передовых производственных сил, формирование высокоэффективной технологии рождает у технократов стремление к политическому доминированию.

Наблюдая противоречие между интересами бизнеса и развитием индустрии, инженеры проникаются ненавистью к финансистам. Правда, "праздный класс" стремится подкупать инженеров, предоставляет им материальные блага, повышает доход. Часть инженерно-технического персонала, особенно среди лиц старшего поколения, проникает духом стяжательства, но большинство молодых инженеров не идет на сделку с бизнесменами, поскольку интересы научно-технического прогресса для них важнее личного обогащения.

Конкретно картина установления "нового порядка" выглядит в произведениях Веблена следующим образом: научно-техническая интеллигенция начинает всеобщую стачку, которая парализует промышленность. Паралич экономики заставляет "праздный класс" отступить. Власть переходит в руки технократов, приступающих к преобразованию индустриальной системы на новых началах. Веблен утверждает, что достаточно объединиться незначительному числу инженеров (вплоть до одного процента их общего числа), чтобы "праздный класс" добровольно отказался от власти.

Творчество Т. Веблена вызвало в экономической науке весьма разноречивые отклики. Так, представители консервативных и умеренных кругов критикуют его за неоправданно резкую, по их мнению, позицию по отношению к крупному бизнесу. Они же указывают на нереалистичность многих его пророчеств (например, о том, что кредит, равно как и персонифицирующий его банкир, в скором бедующем "отживает свой век"). Напротив, представители левой интеллигенции боготворят Веблена за его глубокую, оригинальную критику "праздного класса", "денежной цивилизации" в целом.

Вебленовская концепция эволюции "индустриальной системы" не прошла бесследно для левоформаторского крыла американской экономической мысли. Она получила дальнейшее развитие в исследованиях видного экономиста и социолога Дж. К. Гелбрейта, в ряде футурологических моделей О. Тоффлера, Р. Хейлбронера и др.

Институционализм вобрал в себя лучшие теоретико-методологические достижения предшествующих школ экономической теории и, прежде всего, основанные на математике и математической статистике принципы экономического анализа неоклассиков.

Институционалисты сильны в описании реальных экономических структур и выявлении специфики их институциональных форм в той или иной стране, в рассмотрении эволюции институциональной системы, в фиксировании новых явлений и процессов. Их работы - незаменимый источник материала, необходимого для понимания природы современного капитализма, особенно для анализа его различных форм и типов, для изучения отдельных институтов и звеньев институциональных структур, роли институтов (в т.ч. политики государства) в стимулировании или удерживании развития экономики. На базе эмпирических институциональных исследований было сделано немало выводов широкого теоретического характера, обогативших политэкономию. Это относится к различным областям и проблемам, таким, как теория потребительского спроса (идеи Веблена об эффекте “демонстрации”, не насыщаемых “статусных” потребностях, роли управления спросом), теория монополии (монополистическая природа крупных компаний, роль олигополистических структур, “управляемые цены”), область “индустриальных отношений” (отношений труда и капитала), рынка рабочей силы, социально-экономическая теория благосостояния, теория экономического цикла, инфляции и т.д.