Когда бог посылает нам того самого мужчину — как понять что он тот самый. Как мне узнать намерение Бога о спутнике жизни

Свидетельство Православия заключается в том, что Бог может и должен быть познан людьми. Многие люди хотят увидеть доказательства существования Бога. Но разве это важно, искать доказательства? Если человек верит в существование Всевышнего, ему не нужны никакие доказательства. К каждому человеку понимание Бога приходит по-разному. Одни с этим рождаются, к другим такое понятие приходит благодаря своим близким людям, а третьи долго ищут путь к себе и, в конце концов, его находят.

Что такое вера

Рассмотрим, что такое вера и, как понять Бога. Православие в России основное вероисповедание. В самом слове заключается его смысл – правильно славить Бога. Многие люди считают, что если они постоянно ходят в церковь, значит, они все делают правильно и таким способом прославляют всевышнего. Сегодня, к сожалению, мало людей читают Библию, а ведь именно на ее принципах основано вероучение о православии. В настоящее время огромное количество людей занимаются гаданием, читают всевозможные гороскопы и сонники, обращаются к гадалкам. Такие действия и поступки Библией не приветствуется, они, собственно говоря, запрещены.

Наверное, стоит остановиться и прислушаться к своему сердцу. Зачем люди ходят в церковь и что они там ищут? Многие люди идут туда, потому что на душе тяжело, и они идут, чтобы найти ответы на свои вопросы, хотят понять, как узнать Бога, хотят изменить свою жизнь или что-нибудь еще. Многих церковь спасла и многим помогла. Таких случаев и примеров в жизни очень много. Например, одна еще достаточно молодая женщина незаметно для себя превратилась в алкоголичку. Она использовала все возможные средства, чтобы избавить себя от этой вредной привычки и хвала Господу, от нее не отвернулись близкие. Ее последним решение было пойти в церковь. По ее рассказу, она туда приползла и просто растянулась на полу и начала просить о помощи Бога. И он ее услышал. Теперь она постоянный гость в Храме Божьем. Она нашла свой путь в жизни, и все это благодаря огромному желанию и вере в Бога. Таким образом, к ней пришло понимание Бога.

Человеку церковь дает веру не всегда, порой она делает людей религиозными. Они узнают новые правила и ограничения, которые делают их жизнь еще тяжелее. В этом случае надо обратиться к Библии, в которой говориться о том, что человека спасет только вера. Никакие обряды, ни иконы, ни освещения не спасут человека. Однажды мать блаженной Матроны в воскресенье отправилась на службу в церковь, а отец ее оставался дома. Когда мать пришла домой, она сказала о том, что была в церкви. А Матрона ей в ответ ответила, что она не была в церкви, а вот отец был. Для того чтобы верить в Бога не обязательно ходить в церковь. Вера живет в нашей душе. Для полноценной жизни человеку нужна только вера, а для этого надо научиться слышать Бога.

Как услышать голос Бога

Рассмотрим, как услышать Бога. Для того чтобы услышать Бога, надо просто этого сильно желать, а для этого надо, чтобы сердце и душа людей были открытыми. Если человек не хочет этого делать, он никогда не услышит его. А это происходит, когда человек забывает о вещах, которые мешают ему открыть свое сердце Богу.

  • Гордыня. Разве можно ждать, что Бог что-то скажет. Надо просто просить через молитву и унять свою гордыню
  • Страх. Люди часто бояться услышать то, чего очень не хотят слышать.
  • Обида. Многие не понимают того, почему Бог допустил неприятности в их жизнь. Люди сами себе способны причинить боль, не выполняя Господни заповеди.

Для того чтобы слышать голос Бога, надо уделить этому время. Ведь говорить с Богом впопыхах невозможно. Надо выбрать время и проводить его с Богом наедине каждый день. Часто происходит, когда человек решил поговорить с Богом и выделил для этого время, а ему мешают сосредоточиться посторонние мысли. Нельзя молиться Богу и думать о своих делах и тревогах. Если вы хотите научиться слышать Бога, надо претворять его слова в жизнь. А для этого необходим внутренний настрой.

Молитва

Часто происходит так, когда люди читают молитву, они не задумываются о ее смысле и важности. А ведь молитва и есть разговор с Богом. Ведь это он нас сотворил и дал нам жизнь. Даже знаменитый Чарльз Дарвин признался в том, что его теории были ошибочными, а дивный мир является главным доказательством существования Бога. Библия является руководством жизни человека, в ней можно найти ответы почти на все наши вопросы. А молитва служит инструментом для общения с Творцом. Надо не забывать о том, что он всегда присутствует рядом и каждую минуту готов прийти на помощь, только надо правильно его услышать. Молитва – это взывание души к Всевышнему, слова должны исходить из самого сердца и обращаться надо непосредственно к нему. Бог постоянно дает ответы на такие молитвы и посылает молящей душе то, что она просит. А, как слушать Бога, вам подскажет сердце. Он слышит всех взывающих к нему, но беззакония людей и их грехи отвращает его лицо от таких людей.

Во время молитвы человек находится в особом внутреннем состоянии, в это время его духовное начало соприкасается с Богом. И он постоянно слышит ваши молитвы и в это время ваше сердце должно быть чистым и открытым для Бога. Главное во время молитвы – быть с ним искренним.

Что такое Бог

Все, наверное, знают, что Бог существует в трех лицах: Отец, Сын и Святой дух. Он приносит человеку помощь не только в трудные минуты его жизни и не только тогда, когда его об этом просят. За людские ошибки он наказывает. Наверное, очень часто мы замечаем слова, которые высказывают люди: «Бог вам Судья», «Бог в помощь», «С Богом» и т.п. Нельзя жить с верой в Бога и быть свободным от него. Даже в самые радостные минуты надо взывать к нему и славить его, ведь это он подарил вам жизнь, и от вашей веры в него и ваших желаний зависит очень многое в жизни.

Надо каждое утро молиться и просить Всевышнего о том, чтобы он дал именно то разумение, которое будет необходимо в той или иной жизненной ситуации. Посмотрите вокруг и вы увидите, что Бог во всем: общении и музыке, в природе и лучах солнца. Он сделал все возможно, чтобы человеку было хорошо. Он наделил землю лесами и полями, реками и океанами. И только от человека зависит, как всем этим разумно распорядиться, но для этого надо, чтобы у него было понимание значимости Бога. Каждый человек должен жить в согласии с природой без искажения своего бытия. Созидая и творя на благо общества, каждый человек придет к пониманию Бога. Религия создана для того, чтобы люди жили по запаведям, а значит были добрее и отзывчивее. Это сделает наш мир полным любви и чуткости.

Каждый человек в своей жизни сталкивается с множеством ситуаций, которые условно можно разделить на позитивные и негативные. Также эти события могут восприниматься нами как приносящие благо или вред.

Иногда мы задаем себе вопрос, есть ли смысл в тех или иных событиях и ситуациях, происходящих с нами. Придумываем модели, которые могут объяснить смысл того, что случается. Скептики и атеисты пытаются объяснить все волею слепого случая или какими-то одним им ведомыми закономерностями, а верующие люди во всем видят Божью волю.

В Евангелии есть такие слова: «Ни один волос не упадет с головы вашей без воли Отца Небесного». Они дают указание людям, верящим в существование Бога, что все-таки происходящее с нами имеет какой-то смысл. Только какой? Как понять этот смысл? И возможно ли это вообще?

Мы не можем доподлинно знать смысл всего происходящего. Но, если принять за гипотезу, что мы проходим в нашей жизни духовные уроки, нарабатываем опыт, развиваемся, совершаем множество выборов, которые делают нас совершеннее или наоборот, ведут нас назад в нашем развитии, то можно попытаться понять смысл некоторых ситуаций и событий исходя из этого.

Есть известная притча о двух сторонах медали. Как-то жил один человек и его сын. Отец подарил сыну замечательную лошадь. Сын очень обрадовался и с казал: "Как мне повезло!". Спустя некоторое время произошло несчастье - он свалился с лошади и сломал ногу. "Какой я невезучий"- в сердцах воскликнул он. Однако еще через некоторое время пришла война, и его не забрали воевать из-за травмы. " Как мне повезло!" - снова сказал он.

Эта притча показывает, что любое событие может иметь позитивный смысл, который сложно понять и оценить сразу. Более того, во многих событиях смысл может быть не материальный, как например, в притче – сломал ногу и спас себе жизнь, потому что не ушел на войну, а духовный. Проходя определенные ситуации, мы можем приобретать различные качества и совершенствовать себя, познавать мир и получать опыт.

Например, в сложных экстремальных ситуациях мы можем научиться преодолению и смелости, в тяжелых личностных отношениях – научиться прощению и пониманию, в страданиях обрести мудрость и так далее.

А теперь сделаем попытку понять истинный смыл определенной ситуации или обстоятельства в нашей жизни. По сути это и может быть тем, что хочет от нас Бог. Рекомендую сначала проанализировать так уже прошедшую и законченную ситуацию. Иногда текущие ситуации могут быть поняты лишь после их завершения, если рассматривать их в более широкой перспективе.

1. Выберите ситуацию, в который вы бы для себя хотели прояснить смысл. Это может быть как незначительное ситуация, так и большое судьбоносное событие.

2. Ответьте на следующие вопросы:
- Приобрели ли вы (или усилили в себе) какое-либо позитивное качество? Например, ситуация потребовала проявления великодушия, прощения, мудрости, искренности. Может быть, она сделала вас сильнее, чему-то научила?
- Обогатила ли эта ситуация вас в плане получения опыта, который вы теперь можете использовать во благо другим? Например, если вы смогли справиться с какой-то проблемой, то теперь есть возможность помогать другим людям в таких же ситуациях.
- Возможно ли, что при отсутствии данного обстоятельства, вы столкнулись бы с более тяжелой проблемой?

3. Если вы ответили положительно, хотя бы частично, вполне вероятно, что это и есть ответы на вопрос о том, что хотел от нас Бог в нашей ситуации. Возможно, эта ситуацию не была пройдена вами полностью правильно, но теперь вы можете приблизиться к пониманию ее смысла.

И в заключении хочу добавить, что какие бы попытки мы ни делали, чтобы понять Бога, всегда следует помнить о том, что его пути неисповедимы и наше понимание замысла Творца не может претендовать на полную истинность, но будет расти вместе с ростом нашей души.

Молитвенное общение человека с Богом является очень личным, при этом важно понимать, что от Всевышнего нельзя ничего скрыть. Более того, сама попытка что-то скрыть, завуалировать будет работать против человека, так как наглядно продемонстрирует его неискренность. Бог знает человека лучше, чем человек знает сам себя, поэтому главное правило молитвы – быть предельно искренним.

Можно и нужно использовать хорошо известные молитвы, однако ни в коем случае нельзя забывать и о простом разговоре с Богом – когда вы говорите с Ним своими словами, искренне высказывая свою просьбу. Вы даже можете разговаривать с Богом, когда легли спать. Ваше лежачее положение не будет неуважением к Богу – важнее всего ваше желание с Ним говорить. Когда вы лежите в полной тишине, ваша молитва может быть особенно искренней.

Важно понять один очень тонкий момент: молитва к Богу не должна быть наполнена отчаянием и стенаниями. Человек, искренне верящий в Бога, не должен и не может отчаиваться, в какой бы сложной ситуации не оказался он или кто-то из близких ему людей. Молитва, наполненная плачем и слезами – это молитва неверия. Правильная молитва, даже со слезами на глазах, наполнена верой во всесилие Бога, в Его благость и милосердие. В ней нет отчаяния – есть надежда и вера, постепенно сменяющиеся радостью. Радость в молитве является одним из самых важных указаний на то, что ваша молитва услышана и вам будет помощь.

Ответ Бога на молитвы

Уже упомянутая выше радость, в какой-то момент возникающая во время молитвы, и есть один из ответов Бога. Вам помогут – но как? К сожалению или к счастью, ответ Бога на молитвы человека далеко не всегда бывает таким, каким его ждут. Это обусловлено тем, что Бог никогда не пошлет человеку того, что пойдет ему во вред. Даже самые отчаянные молитвы не заставят Бога дать человеку то, что он просит, если результат обретения просимого будет негативным.

Именно поэтому истинно верующие люди, прося Бога о чем-то, всегда понимают, что молитва может остаться неисполненной или будет исполнена не так, как они того хотели. Но здесь и проявляется истинное смирение верующего – умение заранее принять любой результат, смириться с волей Бога. Что бы ни произошло, человек знает – так было угодно Богу. Поэтому просто смиряется с этим, не предъявляя Богу претензий по поводу неисполненной просьбы.

Есть еще один момент, о котором стоит упомянуть. Иногда верующий человек во время молитвы очень ясно ощущает, что Бог находится здесь, с ним, Его присутствие может быть очень явным. Но порой человек молится – и понимает, что Бога рядом нет. Значит ли это, что Бог его оставил и не услышит молитвы? Конечно же, нет, любая молитва все равно будет услышана – иначе просто не может быть. Но Бог иногда оставляет человека на какое-то время. Может быть, для того, чтобы тот лучше ощутил всю разницу между молитвой в присутствии Бога и молитвой без Него.

Бывает и так, что человеку просто очень тяжело на душе. И молится он не для того, чтобы попросить о чем-то материальном, а чтобы снять с души эту тяжесть. Если в молитве есть вера, то спустя какое-то время человек начинает чувствовать, как тяжесть с души уходит. Более того, иногда она уходит практически мгновенно. Вместо нее в душе появляется тихий огонек радости. Он разгорается все сильнее, пока человека не окутывает подлинное блаженство. Это и есть один из вариантов прямого общения человека и Бога – и ответа Бога на обращенную к Нему молитву.

«Есть воля Божья на то, чтобы мне выйти замуж за этого человека?» «А на то, чтобы поступить в такой-то институт, пойти работать в конкретную организацию?» «Есть воля Божья на какое-то событие в моей жизни и на какой-то мой поступок?» Мы постоянно задаем себе подобные вопросы. Как все-таки понять, по воле Божьей мы действуем в жизни или самочинно? И вообще, правильно ли мы понимаем волю Божью? Отвечает протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Пресвятой Троицы в Хохлах.

Как воля Божья может проявляться в нашей жизни?

– Думаю, она может проявляться через обстоятельства жизни, движение нашей совести, размышления человеческого ума, через сопоставления с заповедями Божьими, через, прежде всего, само желание человека жить по воле Божьей.

Чаще желание узнать волю Божью у нас возникает спонтанно: пять минут назад нам она была не нужна, и вдруг бах, срочно требуется понять волю Божью. Причем чаще всего в бытовых ситуациях, которые не касаются главного.

Здесь же главным становятся какие-то обстоятельства жизни: жениться – не жениться, налево идти, направо или прямо, что потеряешь – коня, голову или еще что-то, или наоборот приобретешь? Человек начинает, словно с завязанными глазами, тыкаться в разные стороны.

Я думаю, что познание воли Божьей – одна из основных задач человеческой жизни, насущное делание каждого дня. Это одно из основных прошений молитвы «Отче наш», на которое человек не обращает достаточного внимания.

– Да, мы говорим: «да будет воля Твоя» минимум пять раз в день. Но самим внутренне хочется, чтобы «все было хорошо» по нашим собственным представлениям…

– Владыка Антоний Сурожский очень часто говорил, что когда мы говорим «да будет воля Твоя», на самом деле очень хотим, чтобы была наша воля, но чтобы она на тот момент совпала с волей Бога, была санкционирована, одобрена Им. По сути своей это лукавая мысль.

Воля Божья не является ни секретом, ни тайной, ни каким-то кодом, который надо расшифровывать; чтобы познать ее, не обязательно ездить к старцам, не надо вопрошать о ней специально у кого-то еще.

Преподобный Авва Дорофей пишет об этом так:

«Иной может подумать: если кто не имеет человека, которого он мог бы вопрошать, то что в таком случае должно ему делать? Если кто хочет истинно, всем сердцем, исполнить волю Божию, то Бог никогда его не оставит, но всячески наставит по воле Своей. Поистине, если кто направит сердце своё по воле Божией, то Бог просветит и малое дитя сказать ему волю Свою. Если же кто не хочет искренно творить волю Божию, то хотя он и к пророку пойдет, и пророку положит Бог на сердце отвечать ему, сообразно с его развращённым сердцем, как говорит Писание: и пророк аще прельстится и речет слово, Аз Господь прельстих пророка того (Иез. 14, 9)».

Хотя каждый человек в той или иной мере страдает некой внутренней духовной глухотой. У Бродского есть такая строчка: «Я глуховат. Я, Боже, слеповат». Развивать этот внутренний слух – одна из главных духовных задач верующего человека.

Есть люди, которые рождаются с абсолютным музыкальным слухом, но есть такие, кто в ноты не попадают. Но при постоянных занятиях они могут свой отсутствующий музыкальный слух развить. Пусть и не до абсолютного. То же самое происходит с человеком, который хочет знать волю Божью.

Какие духовные упражнения здесь нужны?

– Да никаких специальных упражнений, просто нужно огромное желание слышать и доверять Богу. Это серьезная борьба с самим собой, которая называется аскетикой. Здесь основной центр аскетики, когда вместо себя, вместо всех своих амбиций ты ставишь в центр Бога.

– Как понять, что человек действительно выполняет волю Божию, а не самочинствует, прикрываясь ею? Вот молился дерзновенно святой праведный Иоанн Кронштадтский о выздоровлении просящих и знал, что выполняет волю Бога. С другой стороны, так легко, прикрываясь, что действуешь согласно воле Божьей, совершать непонятно что…

– Конечно, понятие «воля Божья» само по себе может использоваться, как все в человеческой жизни, просто для каких-то манипуляций. Слишком легко самочинно привлечь Бога на свою сторону, волей Божьей оправдать страдания чужого человека, свои собственные ошибки и свое собственное бездействие, глупость, грех, злобу.

Мы многое на Бога списываем. Бог нередко находится под нашим судом, как обвиняемый. Воля Божья нам и неизвестна только потому, что мы не хотим ее знать. Мы подменяем ее нашими вымыслами и используем для реализации каких-то ложных устремлений.

Настоящая воля Божья – ненавязчивая, очень тактичная. К сожалению, каждый легко может использовать это словосочетание в своих интересах. Люди манипулируют Богом. Нам легко свои преступления или грехи все время оправдывать тем, что с нами Бог.

Мы же видим, как это происходит на наших глазах сегодня. Как люди с надписями «Воля Божья» на майках бьют по лицу своих оппонентов, оскорбляют их, посылают в ад. Это что, воля Божья, бить и оскорблять? Но некоторые люди считают, что они сами и есть воля Божья. Как их в этом разубедить? Я не знаю.

Воля Божья, война и заповеди

Но все-таки, как не ошибиться, распознать истинную волю Бога, а не нечто самочинное?

– Огромное количество вещей чаще всего совершается по нашей собственной воле, по нашему желанию, потому что когда человек хочет, чтобы была его воля, она и совершается. Когда человек хочет, чтобы была воля Божья и говорит: «да будет воля Твоя» и открывает дверь своего сердца для Бога, тогда мало-помалу жизнь человека берется в руки Божьи. А когда человек не хочет этого, тогда Бог ему говорит: «да будет воля твоя, пожалуйста».

Возникает вопрос о нашей свободе, в которую Господь не вмешивается, ради которой Он ограничивает Свою абсолютную свободу.

Евангелие повествует, что воля Божья заключается в спасении всех людей. Бог пришел в мир, чтобы никто не погиб. Наше же личное познание воли Божией заключается в познании Бога, которое для нас тоже раскрывает Евангелие: «Да знают Тебя, единого истинного Бога» (Ин 17:3), говорит Иисус Христос.

Эти слова звучат на Тайной вечери, на которой Господь омывает ноги Своим ученикам, предстает перед ними, как жертвенная, милующая, спасающая любовь. Где Господь раскрывает волю Божию, показывая ученикам и всем нам образ служения и любви, чтобы и мы поступали так же.

Омыв ноги своим ученикам, Христос говорит: «знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» (Ин. 13:12–17).

Тем самым воля Божия о каждом из нас раскрывается как задание каждому из нас быть похожим на Христа, быть Ему сопричастным и соприродным в Его любви. Его воля и в той первой заповеди – «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37–39).

Его воля и в этом: «…любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лук. 6:27–28).

И, например, в этом: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лк. 6:37).

Евангельское слово и апостольское, слово Нового Завета – это все есть проявление воли Божьей о каждом из нас. Нет воли Божьей на грех, на оскорбление другого человека, на унижение других людей, на то, чтобы люди убивали друг друга, даже если на их знаменах написано: «С нами Бог».

– Получается, во время войны происходит нарушение заповеди «Не убий». Но, например, солдаты Великой Отечественной войны, защищавшие Родину, семью, неужели они шли вопреки воли Господа?

– Очевидно, что есть воля Бога на защиту от насилия, на защиту, в том числе, своего Отечества от «нахождения иноплеменных», от разорения и порабощения своего народа. Но, вместе с тем, нет воли Божьей на ненависть, на убийства, на месть.

Просто надо понимать, что у тех, кто защищал тогда свою Родину, не было другого выхода в данный момент. Но любая война является трагедией и грехом. Справедливых войн не бывает.

В христианские времена все солдаты, возвращаясь с войны, несли епитимью. Все, несмотря ни на какую, как казалось, справедливую войну, в защиту своей Родины. Потому что невозможно сохранить себя в чистоте, в любви и в соединении с Богом, когда у тебя в руках оружие и ты, хочешь или не хочешь, но обязан убивать.

Я хотел бы еще заметить вот что: когда мы говорим о любви к врагам, о Евангелии, когда мы понимаем, что Евангелие есть воля Божья о нас, то нам иногда очень хочется оправдать свою нелюбовь и нежелание жить по Евангелию какими-то чуть ли не святоотеческими изречениями.

Ну, например: привести цитату, вырванную из Иоанна Златоуста «освяти свою руку ударом» или мнение Митрополита Филарета Московского о том, что: люби врагов своих, бей врагов Отечества и гнушайся врагами Христа. Казалось бы, такая емкая фраза, все встает на свои места, я имею право всегда выбирать, кто же враг Христа среди тех, кого я ненавижу и с легкостью назвать: «Да ты просто враг Христа, и поэтому я тобой гнушаюсь; ты враг моего Отечества, поэтому я тебя бью».

Но здесь достаточно просто взглянуть в Евангелие и увидеть: а кто Христа распял и о ком Христос молился, просил своего Отца «Отче прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23: 34)? То были враги Христа? Да, это были враги Христа, и Он о них молился. Это были враги Отечества, римляне? Да, это были враги Отечества. Это были Его личные враги? Скорее всего, нет. Потому, что лично у Христа не может быть врагов. Человек не может быть врагом для Христа. Есть единственное существо, которое только и может по-настоящему называться врагом – это сатана.

И поэтому да, конечно, когда твое Отечество окружили враги и твой дом сожгли, то ты должен за него бороться и должен отбиваться от этих врагов, ты должен их побороть. Но враг тут же перестает быть врагом, как только он складывает оружие.

Вспомним, как относились к пленным немцам русские женщины, у которых эти самые немцы убили близких людей, как делились с ними скудным куском хлеба. Почему в этот момент они переставали быть для них личными врагами, оставаясь врагами Отечества? Любовь, прощение, которые увидели тогда пленные немцы, они помнят до сих пор и описывают в своих мемуарах…

Если кто-то из твоих ближних вдруг оскорбил твою веру, наверное, у тебя есть право от этого человека перейти на другую сторону улицы. Но это не значит, что ты освобождаешься от права за него молиться, желать ему спасения души и всячески употреблять свою собственную любовь на обращение этого человека.

Воля Божья на страдания?

– Апостол Павел говорит: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1. Фес. 5:18) Значит, все, что совершается с нами – по Его воле. Или мы действуем сами?

– Думаю, корректно привести всю цитату: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе » (1 Фес. 5:16-18).

Воля Божья для нас в том, чтобы мы жили в состоянии молитвы, радости и благодарения. Чтобы наше состояние, наша полнота заключались в этих трех важных действах христианской жизни.

Болезни, беды человек себе явно не желает. Но все это случается. По чьей воле?

– Если даже человек не хочет, чтобы в его жизни совершались беды, болезни, он не всегда может их избежать. Но нет воли Божьей на страдания. Нет воли Божьей на горе. Нет воли Божьей на смерть и мучения детей. Нет воли Божьей на то, чтобы шли войны или бомбили Донецк и Луганск, на то, чтобы христиане в том страшном конфликте, находящиеся по разные стороны линии фронта, причащаясь в православных храмах, после этого шли убивать друг друга.

Богу не нравятся наши страдания. Поэтому, когда люди говорят: «Бог послал болезнь», то это ложь, богохульство. Бог не посылает болезни.

Они существуют в мире, потому что мир лежит во зле.

Трудно все это понять человеку, особенно когда он оказывается в беде…

– Мы много чего не понимаем в жизни, надеясь на Бога. Но если мы знаем, что «Бог есть любовь» (1Ин.4:8), нам не должно быть страшно. Причем не просто знаем из книг, а понимаем своим опытом жизни по Евангелию, то тогда мы можем Бога не понимать, в какой-то момент даже не слышим Его, но мы можем Ему доверять и не бояться.

Потому что, если Бог есть любовь, даже что-то происходящее с нами на сегодняшний момент кажется совершенно странным и необъяснимым, мы можем понимать и доверять Богу, знать, что с Ним никакой катастрофы быть не может.

Вспомним, как апостолы, видя, что они тонут в лодке во время бури, и думая, что Христос спит, ужасались, что все, уже конец и сейчас они утонут, и никто их не спасет. Христос сказал им: «что вы так боязливы, маловерные!» (Мф. 8:26) И – остановил бурю.

То же самое, что происходит с апостолами, происходит и с нами. Нам кажется, что Богу до нас нет дела. А на самом деле мы до конца должны пройти путем доверия к Богу, если мы знаем, что Он есть любовь.

– Но вот все-таки, если взять нашу повседневную жизнь. Хочется понять, где Его замысел о нас, в чем заключается. Вот поступает человек упорно в вуз, с пятого раза его принимают. А может, надо было остановиться и выбрать другую профессию? Или бездетные супруги лечатся, тратят много усилий, чтобы стать родителями, а может, по замыслу Бога, им не нужно этого делать? А бывает, через годы лечения бездетности супруги вдруг рожают тройню…

– Мне кажется, что, наверное, у Бога может быть много замыслов о человеке. Человек может выбирать разные жизненные пути, и это не значит, что он нарушает волю Божью или живет по ней. Потому, что воля Божья может быть на разные вещи для одного конкретного человека, причем в разные периоды его жизни. И иногда бывает воля Божья на то, чтобы человек плутал, через неудачу познавал какие-то важные для себя вещи.

Воля Божья – она воспитывающая. Она не является тестом по ЕГЭ, где надо заполнить нужную клеточку галочкой: заполнил – узнал, не заполнил – ошибся, и тогда у тебя вся жизнь наперекосяк. Неправда. Воля Божья с нами свершается постоянно, как некое движение нас в этой жизни на пути к Богу, по которому мы плутаем, падаем, заблуждаемся, уходим не туда, выходим на чистый путь.

И весь путь нашей жизни – потрясающее воспитание нас Богом. Это не значит, что если я поступил куда-то или не поступил – это уже воля Божья обо мне навсегда или отсутствие таковой. Этого не надо бояться, вот и все. Потому что воля Божья – это проявление любви Божьей к нам, к нашей жизни, это путь к спасению. А не путь поступления или не поступления в институт…

Нужно довериться Богу и перестать воли Божьей бояться, потому что, человеку кажется, что воля Божья – это такая неприятная, невыносимая вещь, когда надо забыть обо всем, все бросить, всего себя переломать, всего себя перекроить и лишиться свободы прежде всего.

А человеку очень хочется быть свободным. И вот ему кажется, что если воля Божья, то это как раз лишение свободы, такая мука, невероятный подвиг.

А на самом деле воля Божья, она и есть свобода, потому что, слово «воля» – это синоним слову «свобода». И когда человек по-настоящему это поймет, он ничего бояться не будет.

Ответ : Когда мы любим за что-то, настоящей любовью это назвать нельзя. Это уже не любовь, а себялюбие :нам комфортно рядом с этим человеком, он доставляет нам радость, делает приятное, и за это мы его любим – фактически любим себя в нем. Про такую «любовь» сказал Господь в Евангелии: «…если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?» (Мф. 5: 46).

Как же любить по-настоящему? Любить человека нужно уже потому, что он дает нам великую возможность любить (простите за тавтологию). Любовь – это прекрасное чувство, возможность сделать что-то не ради себя, не для того, чтобы было приятно мне , а чтобы доставить радость любимому человеку и радоваться его радостью, быть счастливым рядом с ним. За это мы должны быть бесконечно благодарны своим любимым.

Пример настоящей любви дает нам Бог. Господь любит нас не за что-то, а, скорее, вопреки всему, потому что любить нас, по большому счету, и не за что. Но Бог все равно любит каждого из нас, потому что мы Его дети. Потому что Он не может не любить. Любовь – это имя Божие. И потому что мы нуждаемся в Его любви, Ему нас жалко. Жалко таких, какие мы есть. Больных, грешных, неблагодарных. И высшее проявление любви – это, конечно, жертва, которую Господь приносит за нас. Христос «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10: 45). И если мы хотим хоть немного последовать Христу, то должны учиться любить бескорыстно, ни за что.

И земная жизнь Христа – это постоянное служение людям. Он проповедовал, учил, исцелял, воскрешал, испытывая голод, усталость, зной, жажду и не имея даже постоянного жилища. И «в благодарность» за все это был распят за нас на кресте.

Каковы свойства истинной любви, к которой призывает нас Господь?

1. Постоянство, вечность. Бог не отказывается любить нас, даже если мы от Него отходим; наоборот, как известно, Он оставляет 99 овец в пустыне, чтобы найти и спасти заблудшую овцу, и радуется о ней больше, чем о прочих.

«Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5: 45).

2. Жертвенность. Об этом свойстве любви мы уже говорили.

3. Настоящая любовь благоразумна и рассудительна. Бог творит любовь разумно, руководствуясь нашей пользой. Самое примитивное, детское понимание любви – это «дай мне все, что я пожелаю, и разреши делать все, что мне хочется»! Но любому взрослому понятно: нельзя во всем идти на поводу у людей, даже если мы сильно их любим. Да, Господь дает нам свободу, но любит нас правильно, ибо неправильной любовью можно навредить, ею можно перекормить или избаловать. Вспомним пословицу: «Бодливой корове Бог рог не дает». Конечно, если человек захочет, он все равно своего добьется, идя против воли Божией. Но Бог его обязательно будет предупреждать, вразумлять, будет стараться отвести от беды. Господь не только милует, но и наказует, учит нас самой жизнью.

4. Умение ценить любимого. Для истинной любви ценность представляет сам человек, его личность, а не какие-то его отдельные качества. Каждый из нас ценен пред Богом, за каждого из нас пострадал Христос.

5. Из умения ценить происходит уважение – еще одно свойство любви. У известного певца Юрия Шевчука в одной из песен есть такие слова: «Господь нас уважает». И это действительно так. Господь уважает нас как личностей, уважает нашу свободу, никого насильно к Себе не привлекает. Не заставляет любой ценой любить и слушаться Его.

Слова «любовь» и «влюбленность» многие считают синонимами, обозначающими одно и то же чувство. Раз влюбился – значит, все: люблю. При внешнем сходстве два этих чувства – влюбленность и любовь – почти диаметрально противоположны друг другу. Похоже, да не то – «Федот, да не тот».

Давайте сравним. Любви свойственно постоянство – влюбленность, напротив, очень непостоянное чувство. Любовь выдерживает проверку временем, становится еще крепче, а влюбленность не может длиться долго: максимум – несколько лет.

Вектор любви направлен на другого человека, любовь альтруистична – влюбленность, напротив, эгоистична: меня радует мой возлюбленный, общение с ним приносит мне удовольствие. А в любви радость приносит сама ценность любимого и возможность любить его. Влюбленность хочет обладать и обычно проходит при долгой разлуке. Любовь, наоборот, от разлуки только крепнет. И, наконец, в отличие от любви, влюбленность совершенно неразумна. Эмоции влюбленного преобладают над его разумом, он не совсем адекватен.

Так что влюбленность никак нельзя назвать любовью.

Американский специалист в вопросах семейной жизни Гари Смолли, человек верующий, хотя и протестант, как-то высказал замечательную мысль: любовь – это не эмоция (как думают очень многие), а сознательный выбор человека. То есть мы делаем наш выбор в направлении любви к этому человеку и прилагаем все усилия, чтобы наша любовь не погасла. Ведь обязательно настанет момент, когда наш близкий будет не только радовать нас, но и приносить огорчения, наступит сложный период, возможно охлаждение чувств. Вот здесь мы и должны вспомнить, что когда-то сами сделали этот выбор, что не наш любимый изменился, а просто наступило непростое время, которое нужно пережить, помогая близкому человеку. Вот тогда любовь будет с нами всю жизнь, независимо ни от каких житейских бурь.

Приведу еще пример, как можно любить не за что-то, а ради самой любви. Несколько лет назад я встретился с однокашником по семинарии, человеком тогда еще не женатым. Я спросил его, какие требования у него к будущей супруге. И он сказал, что, по его мнению, жена должна быть красивой, образованной, уметь вкусно готовить, должна быть интересной собеседницей, и добавил еще что-то в этом роде; а если женщина всем этим не обладает, то жениться на ней он не сможет.

Тогда я спросил его:

– А за что ты любишь свою маму? (Я знал, что свою мать он очень любит.)

– Ну, не знаю, просто люблю, – ответил он.

– Наверное, не за то, что она печет вкусные пирожки и гладит тебе рубашки?

Действительно, любовь к родителям – это наш выбор. Мы любим их не за что-то. Ведь очень часто родители отдают чадам все, а дети их все равно не любят.

Мы знаем, что любовь и почитание родителей – это заповедь Божия, это долг любви. Эти люди дали нам жизнь, заботились о нас, отдали нам часть своей души, с ними мы через многое прошли, нас очень многое связывает. Поэтому мы привязаны к ним, любим их. А вкусные пирожки, рубашки, шерстяные носки и прочее – это лишь приятное приложение, но вещи далеко не главные.

А вообще говоря, все вышесказанное лишь попытка объяснить то великое и необъяснимое чувство, которое называется любовью.

Вопрос : Если я чувствую, что девушка, с которой я дружу и на которой хочу жениться, послана мне Промыслом Божиим, может ли это так и быть?

Ответ : В нашей жизни, конечно же, действует Промысл Божий, ведущий нас ко спасению. И Господь постоянно ставит нас перед выбором, от правильности которого зависит наша дальнейшая жизнь. Но мы не пророки, нам не дано знать волю Божию. Чтобы понять, послан нам этот человек Богом или нет, нужно время, жизнь сама должна показать это. Для этого и существует добрачный период знакомства, который должен быть достаточно длительным, чтобы хотя бы немного узнать и понять друг друга. Нужно молиться о том, чтобы на все была воля Божия, и если ваша встреча не случайна, вы сами увидите, как Господь действует в вашей жизни. Но главное: любой дар Божий нужно уметь ценить и беречь.