Учтена ли перебазировка строительной техники в расценках. Как учитываются транспортные расходы в смете? Стоимость тары и упаковки

Порядок формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов и расчетов между заказчиком и подрядчиком независимо от источников финансирования определяет Положение о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553, в редакции от 10.11.2014 № 1061.

Случаи корректировки неизменной цены в зависимости от источников финансирования различные. При финансировании строительства объекта за счет собственных средств заказчика допускается корректировка неизменной цены, в т.ч. в случае изменения стоимости материалов, изделий и конструкций, эксплуатации машин и механизмов по сравнению с их стоимостью, учтенной в неизменной цене. Возможность такой корректировки должна быть предусмотрена договором строительного подряда. При строительстве объектов за счет бюджетных и приравненных к ним средств такая корректировка невозможна.

В связи с этим при расчете цены предложения подрядчика следует учитывать все затраты, необходимые для выполнения работ, предусмотренных конкурсной документацией. Все неучтенные затраты отразятся на финансовых результатах деятельности подрядчика.

Порядок формирования неизменной цены является существенным условием и в числе прочих существенных условий, на основании которых был определен победитель процедуры закупок в строительстве, не подлежит изменению при заключении и в процессе исполнения договора строительного подряда (за исключением случаев, предусмотренных п. 73 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совмина от 15.09.1998 № 1450, в редакции от 01.04.2014 № 301).

Рассмотрим несколько актуальных вопросов по компенсации отдельных статей затрат, не учтенных в неизменной цене.

Вопрос 1. Допускается ли включение в акты выполненных работ затрат по перебазировке сваебойной техники и оборудования, если строительство объекта ведется за счет средств местного бюджета? Как компенсировать плату ГАИ МВД за сопровождение при проезде по автодорогам и плату за проезд по платным автодорогам?

Порядок расчета текущих цен эксплуатации строительных машин при составлении сметной документации установлен главой 5 Методических рекомендаций о порядке расчета текущих цен на ресурсы, используемые для определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденных приказом Минстройархитектуры от 29.12.2011 № 457, в редакции от 27.02.2014 № 8. Согласно Методическим рекомендациям № 457 текущая цена 1 машино-часа эксплуатации машин определяется с учетом следующих данных:

  • нормативного показателя амортизационных отчислений на полное восстановление машин;
  • заработной платы рабочих, управляющих машинами;
  • расходов на замену быстроизнашивающихся частей и сменной (рабочей) оснастки;
  • расходов на энергоносители;
  • расходов на смазочные материалы;
  • расходов на гидравлическую жидкость;
  • расходов на ремонт и техническое обслуживание;
  • расходов на перебазировку строительных машин.

При этом расчет стоимости перебазировки самоходных строительных машин выполняется на основании данных:

  • о средней скорости перебазировки, которая принимается по техническим нормативам или по усредненному нормативу: за городом - 30 км/ч; по городу - 16 км/ч;
  • об усредненном расстоянии перебазировки, км;
  • о расходах по перебазируемой машине (заработная плата рабочих, управляющих машинами, смазочные материалы, техническое обслуживание и т.д.), которые определяются согласно Методическим рекомендациям № 457.

В случае перебазировки строительных машин с применением специальных транспортных средств в стоимость перебазировки включаются также расходы по эксплуатации транспортных средств и машин сопровождения.

Кроме этого, затраты на перебазировку строительной техники могут определяться дополнительным сметным расчетом исходя из конкретных условий перебазировки с учетом всех затрат на перебазировку от управления (базы) механизации до строительной площадки:

  • затрат на монтаж, демонтаж, погрузку, разгрузку и перевозку на конкретное расстояние до объекта;
  • стоимости тарифа на машину сопровождения;
  • стоимости оплаты проезда крупногабаритных транспортных средств и оплаты проезда по платным дорогам (при отсутствии альтернативного пути).

Такое разъяснение содержится в письме РУП «РНТЦ» от 13.11.2013 № 09-3301 «О перебазировке машин и механизмов».

Для включения затрат по перебазировке строительной техники в цену предложения подрядчика используются действующие (текущие) цены на вышеперечисленные затраты:

  • данные по текущей стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов, а также транспортных средств, используемых при перебазировке строительной техники, включающие данные об амортизационных отчислениях, в случае применения собственной строительной техники, или данные об арендной плате, предварительно согласованные с организациями, с которыми подрядчик планирует сотрудничать при строительстве объекта;
  • стоимость сопровождения автомобилем ГАИ МВД крупногабаритных, тяжеловесных транспортных средств и опасных грузов определяется на основании тарифов, устанавливаемых МВД, на услуги, оказываемые ГАИ МВД. Условия и порядок организации сопровождения ГАИ МВД предусмотрены Инструкцией о порядке организации сопровождения транспортных средств (за исключением транспортных средств, в которых следуют охраняемые лица), самоходных машин и участников проводимых на дороге массовых мероприятий, утвержденной постановлением Совмина от 04.04.2011 № 440;
  • плата за проезд тяжеловесных и крупногабаритных автомобильных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь взимается в зависимости от превышения допустимых параметров общей массы транспортного средства, его осевых масс, габаритных размеров, а также от расстояния перевозки в соответствии со ставками платы за проезд, установленными Указом Президента Республики Беларусь от 26.11.2010 № 613 «О проезде тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования», в редакции от 08.09.2015 № 381;
  • оплата проезда по платным дорогам осуществляется в соответствии с Положением о порядке взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2013 № 340, в редакции от 30.10.2015 № 911.

В акты выполненных работ затраты на перебазировку строительных машин, как и все другие статьи затрат, включаются в соответствии с неизменной ценой и графиком строительства (производства работ).

В случае если при формировании цены предложения подрядчика эти затраты не были учтены, то перебазировка строительной техники осуществляется за счет подрядчика.

Вопрос 2. Может ли подрядчик включать в акты выполненных работ фактические затраты на аренду строительных машин, если строительство объекта осуществляется за счет собственных средств заказчика? Какими документами могут подтверждаться такие затраты? Можно ли внести изменения в договор путем заключения дополнительного соглашения, предусматривающего оплату фактических затрат подрядчика на аренду строительных машин, если договором такое условие не предусматривалось?

Как было отмечено выше, при строительстве объектов за счет собственных средств заказчика договором строительного подряда может быть предусмотрена корректировка неизменной цены в случае изменения стоимости эксплуатации машин и механизмов по сравнению с их стоимостью, учтенной в неизменной цене.

В этом случае текущая стоимость машин и механизмов включается в акты выполненных работ по данным бухгалтерского учета подрядчика с учетом амортизационных отчислений при применении собственной техники либо на основании актов, счетов-фактур, предъявляемых подрядчику организациями, сдающими ему в аренду строительные машины и механизмы. Договором строительного подряда должен быть предусмотрен перечень документов, подтверждающих фактические затраты подрядчика. В случае аренды строительных машин и механизмов такими документами могут быть копии договоров аренды. Кроме этого, подтверждающими документами могут быть копии счетов-фактур, справок о времени аренды строительных машин и другие первичные документы, подтверждающие факт использования машин, формы которых предусматриваются договорами аренды.

Если договором подряда при строительстве объекта за счет собственных средств не предусмотрена корректировка неизменной цены (в случае изменения стоимости эксплуатации машин и механизмов по сравнению с их стоимостью, учтенной в неизменной цене), то, как и при строительстве объектов за счет бюджетных и приравненных к ним средств, все затраты на эксплуатацию машин и механизмов включаются в размерах, предусмотренных неизменной ценой.

Следует отметить, что не допускается по соглашению сторон изменение существенных условий договора (предмет договора, договорная (контрактная) цена работ), в т.ч. иных условий, на основании которых определялся победитель торгов, за исключением случаев, когда имеются основания, установленные законодательством, для их изменения. Последствием несоблюдения указанных требований законодательства, предусматривающих запрет на изменение условий торгов, может быть установление факта ничтожности соглашения сторон о внесении изменений в условия договора строительного подряда. Это установлено постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 19.09.2012 № 6.

То есть если заключенным договором строительного подряда на строительство объекта за счет собственных средств заказчика не предусматривалась возможность корректировки в связи с изменением материалов, изделий и конструкций, эксплуатации машин и механизмов, то дополнительное соглашение с целью изменения случаев корректировки договорной цены не может быть заключено.

Светлана Филоненко, ведущий инженер проектно-сметной документации

В договоре на составление сметной документации, а вернее сказать, для определения начальной стоимости строительства заказчиком указано на применение ФЕР (ред. 2009 г.), так как финансирование строительства производится из федерального бюджета. При пересчете из базового уровня цен в текущий уровень применены ежеквартальные индексы на III квартал 2013 г., публикуемые Минрегионом РФ. Казалось бы, все сделано хорошо и правильно.
Работы по строительству объекта начаты в 2013 г. и продолжались весь 2014 год. Срок завершения работ и сдача объекта производится в I квартале 2015 г. При этом генподрядчик заключил договор подряда на выполнение строительно-монтажных работ на объекте, указав в нем стоимость строительства, которая была нами определена в уровне цен на III квартал 2013 г.
Все акты выполненных работ (КС-2 и КС-3) за весь период строительства заказчик пытался подписывать с тем же единым индексом, который был использован при определении начальной цены строительства, а не по статьям затрат, ссылаясь на то, что сметы прошли экспертизу и в сводном сметном расчете пересчет выполнен в текущие цены по состоянию на III квартал 2013 г.
Однако в ряде случаев субподрядчики не согласились с таким методом взаиморасчетов и требовали в актах применять индексы по видам работ с учетом статей затрат, т. е. персональные индексы к зарплате, к эксплуатации машин и к материалам.
Так как же правильно поступить при взаиморасчетах? Неужели нужно использовать разные индексы? А хватит ли той самой начальной цены?

Данный вопрос не так прост и требует работать со многими государственными актами. К таким актам относятся, например:
- федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд» (далее ‒ 94-ФЗ);
- Градостроительный кодекс;
- Гражданский кодекс и др.
Следует подчеркнуть, что 94-ФЗ являлся действующим документом на момент определения начальной (максимальной) цены строительства объекта. В настоящее время 94-ФЗ не действует, так как вместо него с 1 января 2014 г. вступил в силу федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Начальная (максимальная) цена строительства может быть определена путем составления сметной документации в базисном уровне цен (по состоянию на 1 января 2000 г.) с пересчетом в текущий уровень цен, с применением ежеквартальных рекомендуемых индексов, публикуемых Министерством регионального развития и ЖКХ РФ.
Минрегион в своем письме от 29 июля 2013 г.№ 3478-СД/10 сообщает рекомендуемые к применению в III квартале 2013 г. индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных, пусконаладочных работ, стоимости проектных и изыскательских работ, прочих работ и затрат, а также индексы изменения сметной стоимости оборудования.
В данном письме, как и во всех последующих, указано на некоторое ограничение применения этих индексов, а именно отмечено следующее:
«Индексы предназначены для формирования начальной (максимальной) цены торгов при подготовке конкурсной документации, общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере для объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета. Для взаиморасчетов за выполненные работы указанные индексы не предназначены».
Согласно п. 1 ст. 6 94-ФЗ определение начальной (максимальной) цены государственного или муниципального контракта осуществляется заказчиком. Взаиморасчеты за выполненные работы (затраты) осуществляются в порядке, предусмотренном государственным контрактом, в пределах твердой договорной цены.
Также в п. 2 ст. 9 94-ФЗ уточняется: «Контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего федерального закона.
В п. 4.1 приведенной выше ст. 9 указано: «Цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании п. 2.1 ч. 2 ст. 55 настоящего федерального закона, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2-6.4 настоящей статьи».
И наконец, в п. 7.2 той же ст. 9 отмечено следующее: «При размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства начальная (максимальная) цена контракта определяется на весь срок выполнения таких работ исходя из их цены в течение соответствующих лет планируемого периода исполнения контракта».
Последнее значит, что цена работы должна быть определена на дату завершения работ с применением ежеквартальных индексов, разрабатываемых и публикуемых Минэкономразвития для учета инфляционных процессов.
Основные положения по заключению договоров подряда, в том числе в строительстве, приведены в главе 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК).
Согласно п. 6 ст. 709 ГК «подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик - ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.
При существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование - расторжения договора в соответствии со ст. 451 настоящего Кодекса».
При этом в п. 1 ст. 710 указано: «В случаях, когда фактические расходы подрядчика оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены работы, подрядчик сохраняет право на оплату работ по цене, предусмотренной договором подряда, если заказчик не докажет, что полученная подрядчиком экономия повлияла на качество выполненных работ».
Согласно п. 1 ст. 746 ГК оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. Так, в п. 1 ст. 743 указано: «Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете».
Здесь многое зависит от профессионализма заказчика, правильности применения сметных и других нормативных и законодательных документов. В письме Минрегиона Российской Федерации от 3 мая 2011 г. № 8628-08/ИП-ОГ отмечено: «Минрегион России считает, что начальная (максимальная) цена конкурса (аукциона) может быть определена базисно-индексным способом с применением индексов изменения сметной стоимости, сообщаемых Минрегионом России, действовавших на момент объявления торгов, и прогнозных индексов-дефляторов, устанавливаемых Министерством экономического развития Российской Федерации. Прогнозные индексы-дефляторы рекомендуется применять с учетом объемов работ, планируемых к выполнению в конкретном квартале, определенных в соответствии с проектом организации строительства (календарным планом работ)».
При взаиморасчетах важно учитывать объем выполненных работ и, конечно же, использовать при этом дифференцированные индексы пересчета, которые позволяют определить сумму затрат в зависимости от вида работ, так как статьи затрат (зарплата, стоимость эксплуатации машин и материалов) имеют разные индексы изменения цен.

1. Определение сметной стоимости материальных ресурсов

1.1. Сметная стоимость материальных ресурсов должна учитывать все расходы (отпускные цены, наценки снабженческо-сбытовых организаций, расходы на тару, упаковку и реквизит, транспортные, погрузо-разгрузочные и заготовительно-складские расходы), связанные с доставкой материалов, изделий и конструкций от баз (складов) организаций-подрядчиков или организаций-поставщиков до приобъектного склада строительства.

При расчете транспортных затрат, расходы по доставке должны определяться с учетом массы брутто.

Заготовительно-складские принимаются в процентах от стоимости материалов с учетом транспортных затрат, в том числе:

по строительным материалам, изделиям и конструкциям (за исключением металлоконструкций) — 2%;

по металлическим строительным конструкциям — 0,75%.

1.2. В случае, когда доставка материалов производится с использованием промежуточных баз (складов), дополнительные транспортные и прочие затраты, обоснованные проектом организации строительства (ПОС) или другими обосновывающими документами, должны учитываться непосредственно в сметной документации.

1.3. В составе локальных сметных расчетов (смет) стоимость материальных ресурсов определяется исходя из данных о нормативной потребности материалов, изделий (деталей) и конструкций (в физических единицах измерения: м3 , м2 , т и пр.) и соответствующей цены на вид материального ресурса. Стоимость материальных ресурсов включается в состав сметной документации, независимо от того, кто их приобретал.

1.4. Нормативная потребность в материальных ресурсах может определяться:

на основе выделения и суммирования в локальных ресурсных ведомостях или в локальных ресурсных сметных расчетах (сметах) ресурсных показателей на материалы, изделия (детали) и конструкции, используемые при сооружении объекта (выполнении работ), с сопоставлением полученных результатов с данными из проектных материалов (ведомости потребности материалов -ВМ, сводные ведомости материалов — СВМ) и выбором наиболее приемлемого для пользователей варианта; по проектным материалам (проекту или РД): ВМ и СВМ, а также спецификации в составе РД.

1.5. Стоимость материальных ресурсов может определяться:

в базисном уровне цен по сборникам (каталогам) сметных цен на материалы, изделия и конструкции федеральным, территориальным (региональным) и отраслевым в которых транспортные затраты приняты из условия перевозки грузов автомобильным транспортом на расстояние до 30 километров. Расчет дополнительных затрат на перевозку материалов, изделий и конструкций автомобильным транспортом на расстояние более 30 километров рекомендуется выполнять на основании проектных данных о массе используемых при выполнении строительно-монтажных (ремонтно-строительных) работ материалов, изделий и конструкций и сметных цен на перевозку грузов автомобильным транспортом, дифференцированных по классам грузов и типам перевозок, приведенных в федеральных (территориальных) сметных ценах на перевозку грузов для строительства.

в текущем уровне цен — по фактической стоимости материалов, изделий и конструкций с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов, наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений, уплаченных снабженческим внешнеэкономическим организациям, оплаты услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенных пошлин.

1.6. Определение текущих цен на материальные ресурсы по конкретной стройке осуществляется на основе исходных данных, получаемых от подрядной организации, а также поставщиков и организаций-производителей продукции.

В целях анализа представляемых исходных данных и выбора оптимальных и обоснованных показателей стоимости участникам строительства рекомендуется осуществлять мониторинг цен на материальные ресурсы.

Для продукции естественных монополий применяются цены и тарифы, по которым осуществляется государственное регулирование, в том числе тарифы на электрическую и тепловую энергию, тарифы на железнодорожные, речные и морские перевозки и др.

Стоимость импортной продукции (оборудования, материалов, изделий и конструкций) определяется, как правило, по закупкам, осуществляемым организациями в установленном порядке.

Свободная (рыночная) цена, как правило, складывается из:

внешнеторговой (контрактной) цены (таможенной стоимости), включая расходы в иностранной валюте по доставке продукции До границы России, пересчитанной в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату принятия грузовой таможенной декларации к таможенному оформлению;

таможенных платежей, состоящих из таможенной пошлины, сборов за таможенное оформление, других таможенных платежей, установленных законодательством Российской Федерации;

прочих расходов по закупке, транспортировке и реализации, относимых на издержки, включая транспортные расходы, страховые платежи, расходы по хранению, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, комиссионные вознаграждения посредникам, расходы по реализации;

1.7. Учитывая, что НДС предусматривается в сводном сметном расчете за итогом глав 1-12 или на итоге локальных сметных расчетов (смет), если по объекту не составляется сводный сметный расчет, НДС в стоимости материальных ресурсов в составе локальных смет не учитывается.

1.8. Калькуляция стоимости (ведомость) текущих сметных цен на материалы, изделия и конструкции составляется по элементам затрат.

1.9. Средства на оплату за провоз тяжеловесных грузов включаются в стоимость материалов, изделий и конструкций (в состав стоимости транспортных услуг).

1.10. При составления инвесторских смет рекомендуется, на основе данных подрядных строительно-монтажных организаций и результатов статистических наблюдений о ценах на строительные материалы, детали и конструкции в каждом регионе, не реже одного раза в квартал разрабатывать и постоянно поддерживать в рабочем состоянии на компьютерной основе региональные ведомости текущих сметных цен на материалы, изделия и конструкции.

Также могут составляться ведомости для специализированного строительства и для построечных цен, формируемых для отдельных крупных строек.

1.11. Отпускные цены на изделия, материалы и полуфабрикаты (бетон, раствор, битум, асфальтобетонные и черные щебеночные смеси, дорожные битумные эмульсии, деревья и кустарники-саженцы, дерн и земля растительная и др.), изготавливаемые в построечных условиях, определяются по калькуляциям. В калькуляциях, кроме затрат на приготовление материалов и полуфабрикатов, учитываются прочие расходы, связанные с их приготовлением (накладные расходы), необходимая прибыль, налоги и сборы, начисляемые в соответствии с действующим законодательством. В калькуляциях прочие (накладные) расходы и прибыль исчисляются от средств оплаты труда рабочих.

2. Определение стоимости оборудования, мебели и инвентаря в составе сметных расчетов и смет

2.1. В сметных расчетах и сметах на строительство предприятий, зданий и сооружений учитывается стоимость предусмотренного проектом оборудования (монтируемого и не требующего монтажа), предназначенного для обеспечения функционирования предприятия, здания и сооружения и подразделяемого по своему назначению на:

— технологическое, энергетическое, подъемно-транспортное, насосно-компрессорное и другое;

— приборы, средства контроля, автоматики, связи;

— инженерное оборудование зданий и сооружений;

— транспортные средства, включая принимаемый на баланс застройщика подвижной состав для перевозки грузов по железнодорожным путям, предусмотренным проектом, а также специальный железнодорожный подвижной состав и другие виды транспортных средств для перевозки массовых и немассовых грузов;

— машины по уборке территорий цехов;

— оборудование средств пожаротушения;

— оборудование вычислительных центров, лабораторий, мастерских различного назначения, медицинских кабинетов;

— оборудование для первоначального оснащения вновь вводимых в действие общежитий, объектов коммунального хозяйства, просвещения, культуры, здравоохранения, торговли.

В процессе составления сметной документации рекомендуется использовать классификацию оборудования по его видам, функциональному назначению, условиям изготовления и поставки.

Указанные цены складываются из цены приобретения оборудования у поставщика (организации-посредника), транспортных расходов, посреднических и заговительно-кладских расходов, принимаемых при составлении сметной документации на строительство.

2.3. Составляющими сметной стоимости оборудования могут являться:

свободная (рыночная) цена приобретения оборудования;

стоимость запасных частей;

стоимость тары, упаковки и реквизита;

транспортные расходы и услуги посредников или снабженческо-сбытовых организаций;

расходы на комплектацию;

заготовительно-складские расходы;

другие затраты, относимые к стоимости оборудования.

При поставке оборудования не в сборке, а «россыпью» стоимость его может быть снижена, а стоимость монтажа соответственно — увеличена.

2.4. При составлении сметных расчетов (смет) в них раздельно показывается стоимость:

оборудования, предназначенного для производственных нужд;

инструмента и инвентаря производственных зданий;

оборудования и инвентаря, предназначенного для общественных и административных зданий.

Свободные (рыночные) цены приобретения оборудования

2.5. Подосновой для определения стоимости оборудования в сметной документации рассматриваются цены, по которым оно приобретено у поставщиков.

Цена приобретения оборудования может определяться на основании информации, предоставляемой отечественными и зарубежными поставщиками оборудования.

Допускается определение стоимости оборудования в базисном уровне цен с использованием прейскурантов оптовых цен соответствующего периода, а при отсутствии прейскурантов оптовых цен — путем подбора показателя стоимости оборудования-аналога с последующим пересчетом базисной стоимости в текущий (прогнозный) уровень цен по соответствующим индексам изменения цен на технологическое оборудование.

Индексацию стоимости оборудования в текущий уровень цен рекомендуется производить с применением соответствующих индексов статистического наблюдения, сообщаемых в установленном порядке.

2.6. При проведении реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий (цехов) потребность в оборудовании может удовлетворяться за счет пригодного для эксплуатации демонтированного оборудования.

2.7. В сметных расчетах (сметах) учитывается сметная стоимость предусмотренного проектом или РД инструмента, производственного и хозяйственного инвентаря, необходимых для первоначального оснащения зданий и сооружений вновь строящихся, реконструируемых или расширяемых предприятий.

2.8. Сметная стоимость определяется отдельно на инструмент, производственный инвентарь и хозяйственный инвентарь исходя из типовых наборов инструмента, приспособлений и оснастки для технологических процессов, производственного и хозяйственного инвентаря и свободных (отпускных) цен с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов.

2.9. Средства на покрытие затрат на инструмент, приспособления и механизмы для оснастки технологических процессов и производственный инвентарь в сметной документации приводятся в графе сметной стоимости «оборудования, мебели и инвентаря», а затрат на хозяйственный инвентарь — в графе «прочих затрат».

2.10. В сметных расчетах и сметах на строительство учитываются суммы средств на оборудование и инвентарь, необходимых для первоначального оснащения вновь строящихся, а также расширяемых зданий общественного и административного назначения.

К оборудованию общественных и административных зданий могут относится предусмотренные (РД) типовые комплекты технологического и лабораторного оборудования, приборов и аппаратуры.

К инвентарю указанных зданий относятся:

производственный инвентарь, т.е. предметы производственного назначения, которые создают условия для осуществления и облегчения технологических операций (рабочие столы, верстаки, оборудование, способствующее существлению мер по охране труда, шкафы, стеллажи и т.п.);

хозяйственный инвентарь, т.е. конторская и другая мебель и обстановка (столы, стулья, шкафы, вешалки, гардеробы и т.п.), а также предметы хозяйственного и служебного назначения и убранства помещений, противопожарный инвентарь, средства оргтехники и др.

Количество и состав производственного и хозяйственного инвентаря определяются проектными данными.

2.11. Средства на покрытие затрат на оборудование и инвентарь общественных и административных зданий в сметной документации приводятся в графе сметной стоимости «оборудования, мебели и инвентаря».

Стоимость запасных частей

2.12. В сметной стоимости оборудования учитываются затраты на приобретение запасных частей, обеспечивающих работу оборудования в период гарантийного срока эксплуатации.

Номенклатуру и количество запасных частей рекомендуется определять разработчику технической документации на оборудование.

Запасные части, как правило, включаются в комплект поставки оборудования, а их стоимость — в цену приобретения оборудования. В случае, когда запасные части не входят в комплект поставки оборудования, их стоимость учитывается дополнительно исходя из спецификации на запасные части по договорным ценам.

2.13. Если спецификации на запасные части отсутствуют, то стоимость запчастей в сметах может определяться в процентах от отпускных цен на оборудование по нормативам соответствующих федеральных органов исполнительной власти. При отсутствии конкретных нормативов стоимость запасных частей может приниматься в размере до 2% от отпускных цен на оборудование.

Стоимость тары и упаковки

2.14. Стоимость тары и упаковки, если она не входит в цену приобретения оборудования, учитывается в сметной документации дополнительно.

2.15. При отсутствии конкретных данных о характеристике тары и виде упаковки их стоимость может определяться в процентах от стоимости оборудования по нормативам соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

При отсутствии указанных нормативов они принимаются в следующих размерах:

Для крупного технологического оборудования — от 0,1 — до 0,5%;

для станочного оборудования — до 1%;

для электрооборудования, КИПиА, инструмента- до 1,5%.

Стоимость транспортных расходов и услуг посреднических и сбытовых организаций

2.16. В сметной стоимости оборудования учитываются все затраты по его доставке на приобъектный склад строящегося предприятия, здания, сооружения или до зоны монтажа.

При калькулировании стоимости транспортных расходов учитываются действующие тарифы на грузовые перевозки различными видами транспорта.

К исходным данным для определения транспортных затрат могут относиться:

вид франко, учтенный в цене приобретения оборудования;

наименование пункта отправления и пункта назначения (железнодорожной станции, пристани, порта);

кратчайшее расстояние, определяемое по справочным данным и схемам железных дорог (речным и морским путем), от станции отправления (пристани, порта) с учетом принятого в отпускной цене вида франко до станции назначения (пристани, порта)груза;

условия доставки оборудования от железнодорожной станции (пристани, порта) назначения до приобъектного склада (вид транспортных средств, цена провоза по ветке стройки или других предприятий, расстояние перевозок по подъездным железнодорожным путям и автомобильным транспортом);

тарифная характеристика оборудования (номер тарифной схемы для повагонной отправки партиями, класс, разновидность и группа для погрузочно-разгрузочных работ при автомобильных перевозках);

другие данные, влияющие на стоимость перевозок оборудования (негабаритность и др.).

2.17. При невозможности определения транспортных расходов на основании калькуляции эти расходы могут определяться по укрупненным показателям.

В укрупненных показателях транспортные расходы, как правило, приводятся в рублях на 1 т оборудования или в процентах от отпускной цены оборудования для определенных строек или районов.

При отсутствии ведомственных нормативов транспортные расходы могут приниматься в размере 3-6% от отпускной цены на оборудование.

2.18. В транспортные расходы на перевозку водным и автомобильным транспортом крупных негабаритных видов оборудования в неразобранном виде включаются затраты по приспособлению транспортных средств к условиям перевозки, устройству специальных причалов, усилению мостов, спрямлению дорог, переносу мешающих строений и др.

Стоимость выполнения проектных работ по разработке методов перевозки уникальных видов негабаритного оборудования относится на стоимость оборудования.

2.19. При поступлении оборудования от посреднических организаций — учитывается снабженческо-сбытовая наценка, устанавливаемая в процентах от отпускной цены предприятия-изготовителя оборудования в размере до 5%. В указанную наценку, как правило, входят транспортные расходы по доставке оборудования на склад потребителя, посреднические услуги и другие расходы.

Расходы на комплектацию оборудования

2.20. Расходы на комплектацию оборудования могут учитываться в сметной стоимости, если комплектация производится подрядчиком или другой организацией по поручению заказчика-застройщика. Затраты на комплектацию рекомендуется определять расчетом в размере 0,5-1% от отпускной цены на оборудование.

Заготовительно-складские расходы

2.21. В заготовительно-складские расходы относятся затраты, связанные с размещением заказов на поставку, приемкой, учетом, хранением оборудования на складе, ревизией и подготовкой его к монтажу, а также передачей его в монтаж. Они учитываются в составе сметной стоимости оборудования. Размер заготовительно-складских расходов может определяться отдельным расчетом.

Для строек, финансируемых с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов, норматив заготовительно-складских расходов принимается в размере 1,2% от стоимости (сметной стоимости) оборудования франко-приобъектный склад в текущем уровне цен.

Другие затраты, относимые на стоимость оборудования

2.22. В соответствии с техническими условиями на изготовление и поставку оборудования к стоимости оборудования могут относиться затраты на:

— приобретение технологической оснастки, инструмента и производственного инвентаря для первоначального оснащения производственных зданий и сооружений (если перечисленное не входит в комплект поставки оборудования);

— шеф-монтаж, осуществляемый представителями предприятий-изготовителей оборудования или по их поручению специализированными организациями, имеющими лицензию на выполнение шеф-монтажа оборудования, контроль за соблюдением требований и специальных условий при производстве монтажных работ;

— доводку на месте установки крупного металлургического, угольного, горно-рудного и другого оборудования, осуществляемую в технологической цепи совместно с другим оборудованием или ввиду экономической нецелесообразности сооружения на заводах-изготовителях дорогостоящих и редко используемых повторно стендов и испытательных станций;

— доизготовление (доработку и укрупнительную сборку) в построечных условиях оборудования, как правило, крупногабаритного и тяжеловесного, отгруженного на стройплощадку заводом-изготовителем в виде отдельных узлов и деталей (за исключением доизготовления, проводимого в составе монтажных работ);

— предмонтажную ревизию оборудования в связи с нарушением гарантийного срока или условий его хранения на складе заказчика, организовываемую и оплачиваемую заказчиком за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты;

— проектирование оборудования, индивидуально изготавливаемого по специальным техническим условиям, на которое отсутствуют стандарты и отраслевые нормали;

— изготовление специальной оснастки в индивидуальном исполнении, необходимой для монтажа крупногабаритного, тяжеловесного или технически сложного при производстве работ оборудования.

2.23. Стоимость шеф-монтажа определяется соответствующими расценками или расчетом и учитывает все расходы, связанные с его проведением.

Стоимость доизготовления и предмонтажной ревизии оборудования, а также проектирования индивидуального оборудования, изготовления специальной оснастки для монтажа оборудования определяется сметным расчетом.

При купле-продаже и поставке продукции, оборудования, материалов, используется термин "франко". Он обозначает пункт, до которого доставляется товар и оплачиваются транспортные расходы.

Особенности терминологии

Понятие "франко-завод" указывает на то, что приобретатель получает товар на складе поставщика. То есть имеет место самовывоз.

Термины станция отправления" указывает на то, что в включены затраты на доставку продукции в пункт отправления. В них входят издержки и на погрузку в вагон.

Понятие "франко-пункт отправления (либо вдоль борта)" предполагает, что поставщик оплачивает расходы до порта и выгрузку на причал.

Соответственно, затраты на доставку в пункт назначения выражаются термином "франко-судно". В них может входить только перевозка груза или его транспортировка со страховкой продукции от риска порчи или гибели.

Понятие "франко-склад" отражает транспортно-складские расходы в смете . Они включают в себя доставку груза от поставщика к потребителю.

Строительные грузы

В смете транспортные расходы на материалы до приобъектного склада отражаются по одноименной статье ("Материалы"). В нее также включаются затраты на доставку деталей и конструкций, которые будут использоваться непосредственно при строительстве.

Во многих случаях материалы завозятся непосредственно на стройплощадку. Такие определяются в соответствии с тарифами Сборника сметной стоимости для доставки строительных грузов.

Нюансы отражения информации

При обосновании в смете транспортных расходов и сметной прибыли заработок водителей спецтехники (тягачей, самосвалов и пр.) не учитывается. В ценах они уже учтены.

Процент транспортных расходов на материалы в смете отражаются в размере 120 %, а прибыль - 65 % от ФОТ (фонда оплаты труда). Соответствующее положение закреплено в 5-м пункте технической части (ч. 1 разд. 1) Сборника.

Доставка от склада до рабочей зоны

Эти учитываются в составе элементных расценок и норм на строительно-монтажные работы и в составе ресурсных нормативов.

Обычно нормами и расценками учтены издержки на разгрузку конструкций и материалов на стройплощадку. В этой связи дополнительно могут включаться в смету транспортные расходы на разгрузку и последующую погрузку материальных ценностей в ТС только на временном перегрузочном участке. Он должен быть обоснован в плане.

В состав затрат на оплату труда не включается заработок рабочих, осуществляющих доставку материалов на приобъектный склад. Они включены в смете в процент транспортных расходов на доставку материальных ценностей и отражаются в стоимости деталей, конструкций и материалов.

Издержки на перевозку строительного мусора и грунта при формировании сметных расчетов (локальных смет) относят в прямые затраты по "эксплуатации машин". Заработок водителей ТС, отраженный в тарифах на транспортировку грузов, в документации не выделяется.

Дополнительная оплата пробега

Она учитывается до участка производства работ от гаража автотранспортного предприятия до пункта первой разгрузки либо возвращение транспортных средств после завершения работ от места последней разгрузки до гаража, если оба этих пункта расположены за границами населенного пункта, в котором работает автотранспортное предприятие. Из суммы должна вычитаться стоимость 10 км, учтенных в провозной оплате доставки грузов.

При отправке автотранспорта для производства работ вне места постоянного их пребывания, дополнительно оплачивают:

  • Пробег ТС от автотранспортного предприятия (гаража) до пункта назначения и обратно.
  • Затраты по перевозке спецтехники и обслуживающего персонала водным или железнодорожным транспортом.
  • Размер заработка водителям и прочим работникам, командируемым в пункт назначения, за время транспортировки машин водным или ж/д транспортом.
  • Суточные водителям и другому персоналу за период нахождения в командировке.
  • Затраты на наем жилых помещений. Они устанавливаются в размере, определенном в законодательстве.
  • Фактические затраты на доставку топлива и ГСМ, если получить их на месте производства работ невозможно.

Повышение ставок на транспортировку грузов по в период бездорожья в сметной стоимости не учтено.

При расчете оплаты за доставку материальных ценностей неполная половина километра не учитывается, а полкилометра и больше считаются за 1 км.

Важный момент

Стоимость перевозки грузов самосвалами в карьерах отражается в смете при транспортировке объектов в карьеры, из них и внутри них, если обеспечивается выполнение погрузочно-разгрузочных операций в пределах временной нормы. Для самосвалов она составляет 0,2 мин/тонну груза. Нормативное время может обеспечиваться экскаваторами, оснащенными ковшами большой вместимости.

Если приведенные условия не выполняются, расчет осуществляется исходя из тарифов (сметных цен) на транспортировку грузов самосвалами, работающими за пределами карьеров.

Транспортно-заготовительные расходы в смете

Их определяют исходя из расчетов, основанных на условиях, сложившихся в конкретном регионе. По строительству объектов, финансируемых на средства федерального бюджета, расходы принимают по нормам СНиП в процентах от цены материалов:

  • По конструкциям, изделиям, стройматериалам, кроме металлоконструкций, - 2 %.
  • По оборудованию - 1,2 %.
  • По металлоконструкциям - 0,75 %.

В сметной стоимости на материальные ресурсы учитывается:

  • Цена реквизита, упаковки, тары, комплекта запчастей.
  • Расходы на погрузку.

Непосредственная стоимость ресурсов определяется как средняя от двух поставщиков и складывается из:

  • Сметной цены.
  • Заготовительно-складских расходов (в процентах, приведенных выше).
  • Затрат на доставку.

Транспортировка мусора

Издержки, связанные с вывозом материальных ценностей от разборки конструкций, отражаются в локальных сметах на капремонт/реконструкцию объектов.

Если в документации масса строительных отходов учитывается в соответствии с объемом разбираемых железобетонных элементов, то есть в плотном теле, расходы на его вывоз исчисляются исходя из веса конструкции с объемной массой в 2,5 тыс. кг/м 3 .

В состав накладных затрат входят издержки, связанные только с уборкой и очисткой (вывозом отходов) с территории строительной площадки и уличной полосы, прилегающей к ней.

Средства на оплату за транспортировку необходимо отнести в стоимость конструкций, материалов, изделий. Тарифы за его провоз по дорогам федерального значения определяются Минтрансом по согласованию с Минфином.

При использовании оборачиваемых конструкций издержки на внутрипостроечные автотранспортные средства от одного рабочего участка до другого, включая погрузочные и разгрузочные мероприятия на ТС, необходимо учитывать дополнительно. При этом исходить следует из условий проекта.

Не учитываются и дополнительно не оплачиваются расходы, связанные с подвозкой элементов внутренних и наружных лесов с центрального складского помещения на объект или приобъектный склад, со стройплощадки на центральный склад или на приобъектный участок хранения, относящийся к другому строительному объекту. Эти издержки необходимо отражать непосредственно в локальных сметных расчетах.

Заключение

Формирование сметы - процесс довольно трудоемкий. Им должны заниматься высококвалифицированные специалисты. При составлении сметы должны приниматься во внимание конкретные условия местности, цены на материалы, сложившиеся в регионе. Отдельная строка должна быть посвящена непредвиденным расходам. При этом все издержки должны иметь обоснование.

Если осуществляется строительство объекта, финансируемое за счет бюджетных средств, при формировании сметы используются положения нормативных актов, в том числе СНиП и Методик расчета.

Сметный расчет, по условиям договора, подлежит согласованию с заказчиком.