Алексей Баталов: биография, личная жизнь, семья, жена, дети, внуки — фото. Алексей Баталов - биография, информация, личная жизнь Баталов биография личная жизнь дети

Семейные неурядицы и суды с соседями довели жену актёра до больничной койки

Семейные неурядицы и суды с соседями довели жену актёра до больничной койки

Супруге всенародно любимого Алексея БАТАЛОВА 18 августа исполняется 80. 52 года из них цыганка Гитана ЛЕОНТЕНКО, потомственная цирковая артистка, живет в браке с Алексеем Владимировичем. А познакомились они еще раньше, за десять лет до женитьбы, и прошли мучительный путь к своему счастью.

Гитана, как и я, выросла в цирке, - рассказывает известная акробатка Ирина Шестуа . - Наши мамы близко дружили, поэтому и мы с Леонтенко всегда хорошо общались. Правда, она немного старше, так что и успех к ней, выступающей на арене с девяти лет, пришел раньше. Отлично помню цыганский коллектив, где, помимо принцессы Гитаны, потрясающе работал Михаил Шишков , будущий актер кино и театра «Ромэн». Впрочем, Леонтенко совершенно не терялась на его фоне: она была настолько великолепной наездницей, что, несмотря на свою внешнюю хрупкость, освоила сложнейший цирковой жанр - акробатика на лошади. От ее лихих джигитовок у зрителей сердце уходило в пятки. В то же время в бытовом общении Гитана всегда была простая и очень искренняя. Конечно, мужчины немедленно влюблялись в эту добрую девушку с экзотической внешностью.

25-летний Баталов познакомился с Гитаной в Ленинграде в 1953 году. Алексей тогда играл свою первую большую роль - в картине «Большая семья», а 18-летняя Леонтенко приехала в творческую командировку в город на Неве вместе с цирковым коллективом.

В ресторане гостиницы «Европейская», где оба поселились, они впервые и повстречались. Искра пробежала тут же! Родня Гитаны, смекнув, что их девочкой увлекся начинающий киноартист, сразу решила, что тот ей не пара. Дескать, кавалера стоит искать в своем кругу. Цыгане даже пригрозили Баталову. Но тот оказался не из пугливых и... назначил красавице тайную встречу.

Все это происходило на моих глазах, - говорит другая звезда цирка, наездница Энгелина Рогальская . - На Руси ведь частенько гусары влюблялись в цыганок, потому что у тех от природы какая-то внутренняя сила. Когда я поняла, что у Гитаны и Алексея вспыхнуло взаимное чувство, решила усилить и без того гигантскую эротичность и магию девушки и стала уговаривать ее сделать модную стрижку. Она отмахнулась: «Алеше и так нравится».

Десять белых ночей

Несмотря на то что элегантный интеллигент Баталов с 17 лет был связан узами брака с ровесницей Ирой Ротовой , дочкой известного художника, а едва достигнув совершеннолетия, успел стать отцом прелестной девочки Нади, барышни постоянно теряли от него голову. Например, во время учебы в Школе-студии МХАТ в Алексея по уши влюбилась однокурсница Элла Позднякова . Но тогда будущий кумир публики дал Эллочке четко понять, что ей ничего не светит. А вот в случае с Гитаной у женатика все вышло совершенно по-другому.

На протяжении десяти белых ленинградских ночей Леонтенко и Баталов наслаждались обществом друг друга и, как дети, радовались, что жизнь так улыбнулась обоим, подарив счастье пусть даже тайных свиданий. Но на одиннадцатый день Алексей все же решился признаться Гитане, что не свободен. Слова эти будто ножом ранили сердце девушки. Она убежала прочь, бросив на прощание, что ее не нужно догонять, все равно рассчитывать не на что.

В течение последующих пяти лет они ни разу не встретились...

Дорогой мой человек

Вскоре сердце Гитаны разбил еще один киноактер - Сергей Гурзо . После роли Сережи Тюленина в «Молодой гвардии» на симпатичного парня обрушилась невероятная слава. Несмотря на малокартинье, воцарившееся в отечественном кино, он продолжал много сниматься.

Для роли табунщика, сыгранной в ленте «Смелые люди», Гурзо брал уроки верховой езды у цирковых артистов из династии Кантемировых . Навсегда прикипев к арене с запахом опилок и зверья, крутизне трибун и, конечно, цирковым актерам, донжуан Гурзо просто не мог упустить из виду обворожительную гротеск-наездницу Леонтенко.

Да, у моего теперь уже давно покойного отца в свое время случился бурный роман с Гитаной, - подтвердил актер и режиссер Сергей Гурзо-младший . - Папа всегда отличался большой нежностью к женскому полу. Крепко дружил с Василием Сталиным , оба - еще те ходоки! Страсть между отцом и Гитаной вспыхнула неожиданно. Причем они вмиг стали не только любовниками, но и очень хорошими друзьями. В том смысле, что, кроме плотского притяжения, имели много общих интересов, им всегда было о чем поговорить. А когда чувства перегорели и они решили разойтись, продолжали тепло общаться.

Шестуа добавила, что в период сожительства с Гурзо цыганка обитала с Сергеем в общежитии на Неглинке:

У Леонтенко тогда как раз случился пик карьеры, ее головокружительные номера никто в мире не мог повторить, она даже во Франции гастролировала с конным цирком. И вдруг из-за Сергея на время решила прервать работу. Ушла из цирка, чтобы сопровождать его на съемках. Но потом, после их разрыва, вернулась в профессию.

В это же самое время Баталов увлекся балериной Ленинградского театра им. Кирова Ольгой Заботкиной . В 55-м она снискала успех как киноактриса, снявшись в роли Кати Татариновой в фильме «Два капитана». Алексей тоже стал звездой после выхода на экраны картины «Летят журавли». Немудрено, что, едва познакомившись с Баталовым, приехавшим в Питер на съемки ленты «Дорогой мой человек», Заботкина сразу влюбилась.

Оля очень хорошо относилась ко мне и, наверное, рассчитывала, что я на ней женюсь, - вспоминал позже Алексей Владимирович. - Даже с подругами этой мыслью делилась. Но наша свадьба так и не состоялась... На тот момент я только-только развелся с первой женой Ириной и о втором браке не думал. А когда понял, что Оля ждет от меня серьезного шага, просто решил с ней расстаться.

Причем объясниться с зазнобой Алексей не решился: просто скоропалительно уехал от нее в Москву. Заботкина долго не находила себе места, но разыскивать беглеца не стала.

Уже на склоне лет, когда танцовщицы не было в живых, Баталов снял камень с души и раскаялся, что тогда по молодости поступил очень жестоко. Впрочем, Ольга после странных отношений с актером дважды побывала замужем - за музыкантом Сергеем Красавиным и поэтом-пародистом, ведущим передачи «Вокруг смеха» Александром Ивановым .

Страх и ревность

С радостью вернувшись к работе на манеже, Гитана недолго горевала и приняла ухаживания коллеги - канатоходца Магомеда Магомедова . Об этом автору этих строк рассказала одна из жен артиста цирка - Ларита Магомедова, тоже звезда советской арены:

Роман Магомеда с Гитаной случился еще до того, как он на мне женился, а Леонтенко стала супругой Баталова. Я-то помоложе цыганки и еще в детстве имела возможность наблюдать за ее потрясающей работой. Мой папа, начальник комиссии по военно-промышленным вопросам, дружил с Эмилем Кио , так что мы часто бывали на представлениях. Неизгладимое впечатление на меня однажды произвела мама Гитаны, которую тоже звали Гитаной. Когда на арену вышла маленькая, как пигмей, женщина с распущенными длинными волосами и кнутом, я, как сейчас помню, вжалась в кресло от страха. Цыганка обвела публику пронзительным взглядом, гулко ударила хлыстом, и тут же на манеж выбежала лошадь. На ней балансировала дивная, с кучерявыми волосами девочка - ее дочь. Кто бы мог подумать, что судьба нас потом так пересечет...

Резко сменив тему, Ларита Анатольевна задает мне вопрос и тут же сама на него отвечает:

Знаете, почему мой Магомет на Гитане так и не женился? В его роду было принято брать в супруги только девственниц. А Леонтенко успела до встречи с ним побывать в объятиях других мужчин. Впрочем, Магомедов ее долго не мог забыть. Уже после того, как мы прожили пару лет в браке, я у него в ящиках, между канатами, нашла фотографии этой цыганки. Устроила жуткую сцену ревности, в клочья порвала снимки, хотя к самой Гитане я всегда уважительно относилась. Она умная и эрудированная женщина. Не зря же сам Баталов, настоящий интеллигент и эталон мужчины, с ней столько лет рядом!

Проза жизни

Стоит отметить, что желание связать судьбу с Гитаной (после расставания с первой женой Ротовой и балериной Заботкиной Алексей разыскал ее и предложил начать все сначала) многие в его окружении не приняли. Дескать, негоже выходцу из именитой семьи якшаться с циркачкой. Но Баталов не пошел на поводу у общественного мнения. И был за это вознагражден. К тому же неожиданный выбор одобрила давняя подруга его семьи Анна Ахматова .

Тем не менее поначалу Гитане не всегда было сладко рядом с мегапопулярным мужем.

Как-то в гостях Алеша стал ухаживать за одной дамой, - делилась однажды она. - Дома я устроила цыганский скандал. Алеша не спорил, не оправдывался. До семи часов утра он объяснял мне, что ревновать неприлично, недостойно, что умные женщины так не поступают. Уже через час я готова была просить прощения, а он все говорил и говорил. На следующий день мы опять были в гостях. Увидев, что Алеша нежно разговаривает с Мордюковой , я, боком-боком, - в другую комнату. Только бы не подумал, что ревную. Вторую воспитательную ночь я бы не выдержала...

К слову, в 63-м, незадолго до свадьбы, на съемках фильма «День счастья» Баталов увлекся юной Ларисой Голубкиной . И начинающая актриса, как утверждает с ее слов Николай Щербинский (которого долгие годы многие считали отцом ее дочери Маши), Алексею подарила свою невинность.

А шесть лет назад телеведущая Кира Прошутинская опубликовала в глянцевом журнале небольшую документальную повесть под названием «Рассказать о Маэстро». В главном герое легко угадывается Баталов. Пикантность ситуации заключалась в том, что Прошутинская отважилась описать в деталях бурный и продолжительный роман актера с юной девушкой, очевидицей которого стала. Повествование относится к 70-м. Жена главного персонажа измотана его неверностью, а молодая возлюбленная - неопределенностью. В конце концов, спустя чуть ли не 13 лет, любовники принимают горькое решение расстаться. Героиня уезжает жить за границу, где умирает...

Грянул скандал. Баталов вынужден был оправдываться. Он объяснил, что действительно был знаком с некой дамой по имени Ксения, трагедию которой описала Прошутинская. Но близкие отношения с ней подтверждать не стал.

Вернемся к нашей героине. В окружении замечательной пары находятся и те, кто считает, что цирковая наездница и сама порой позволяла себе раскованности с другими мужчинами.

К примеру, у Гитаны с Юрием Никулиным в свое время случились отношения, - огорошил Сергей Гурзо-младший. - Но это объяснимо: он был в цирке всемогущим человеком. От Юрия Владимировича зависели зарубежные поездки и много чего еще. Это проза жизни...

Главное, что и Гитана, и Леша - очень хорошие люди, - отмахивается от всех сплетен Ирина Шестуа. - Когда мне срочно понадобилась большая сумма в долг, они первыми пришли на помощь. Очень несправедливо, что их талантливейшая дочка Маша, которой уже 47 лет, с рождения стала инвалидом.


Суд да баня

Да-да, Гитана Аркадьевна всю жизнь верой и правдой служит мужу и больной дочери, после рождения которой окончательно ушла из профессии, - подтверждает друг семьи, юрист и меценат Михаил Цивин . - Сама Гитана сейчас плохо себя чувствует, никак не оправится после операции, которую ей сделали в мае (тогда пожилую женщину экстренно госпитализировали с язвой желудка, обострившейся, как считают врачи, из-за нервных нагрузок. - Г. У. ). Но она и не собирается сдаваться или грустить, ведь Москва слезам не верит, верно? В молодости Гитана была физически сильной, накачанной, с крепкими мышцами. Из-за этого и случилась проблема при родах Маши. По всем показаниям тогда должны были делать кесарево, но в нужный момент рядом почему-то не оказалось хирурга. Вот девочку и вытянули щипцами, из-за чего у малышки случился церебральный паралич. Гитана - сумасшедшая мама: любит Машу безумно, окружила ее невероятной заботой, ухаживает. Дочка же, которая не может ходить, пишет потрясающие сказки, сценарии и рецензии на спектакли. Причем делает это всего одним пальчиком - остальные не слушаются. Марию раз в неделю возят на дачу подышать свежим воздухом.

Напомним, о некрасивой истории именно с этой дачей семьи народного артиста в Переделкино «Экспресс газета» написала в сентябре 2013-го первой: соседи оттяпали у наших героев часть участка, передвинув забор и возведя на прихваченной территории баньку. Суд вроде бы решил дело в пользу Баталовых. Но, как выясняется, воз, а точнее, парилка и ныне там.

Баню не сносят, а соседи Баталовых куражатся, все еще пытаясь доказать, что Алексей Владимирович незаконно получил свой участок, - возмущается Цивин. - Из-за этого и пошатнулось здоровье пожилых супругов, они сильно переживают. Но я уверен, что правда все-таки восторжествует. От лица всех почитателей таланта поздравляю Гитану Аркадьевну с юбилеем и хочу заверить: мы вас очень любим и всегда будем поддерживать!

Алексей Владимирович Баталов. Родился 20 ноября 1928 года во Владимире. Советский российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист, педагог и общественный деятель. Народный артист СССР (1976). Герой Социалистического Труда (1989). Лауреат Государственной премии СССР (1981), Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1966), Государственной премии России (2005).



"Родители моей мамы, актрисы Нины Ольшевской, - замечательные врачи, почетные граждане города Владимира. К сожалению, в 1937 году они были арестованы. Дед попал во Владимирский централ и умер там, а бабушка отсидела десять лет. Тогда, конечно, я не понимал, что происходит в стране. Я был обычным счастливым ребенком. Моего дядю, Николая Баталова, еще в 1916 году Станиславский пригласил в Московский Художественный театр. Именно благодаря дяде туда попали и другие родственники, в том числе и мой отец, Владимир Баталов.


Станиславский сначала обратил на него внимание благодаря обаянию старшего брата, Николая. Но потом именно Владимир Баталов стал помощником Станиславского, все время был рядом с ним. С мамой отец познакомился уже в театре. Когда в 1928 году на свет должен был появиться я, она поехала к родителям, домой. Поэтому место моего рождения - город Владимир", - рассказывал он.


Отец - Владимир Петрович Баталов (1902-1964), актёр, режиссёр.


Мать - Нина Антоновна Ольшевская (1908-1991), актриса.


Отчим - Виктор Ефимович Ардов (1900-1976), писатель-сатирик, драматург, сценарист.


"Виктор Ардов стал для меня близким и родным человеком. У меня появились братья - Михаил, Борис", - говорил Баталов.


Дядя - Николай Петрович Баталов (1899-1937), актёр театра и кино. Заслуженный артист РСФСР (1933).


Тётя - Ольга Николаевна Андровская (1898-1975), актриса театра и кино, педагог. Народная артистка СССР (1948).


Брат - Михаил Викторович Ардов (род. 1937), протоиерей, писатель, публицист и мемуарист.


Брат - Борис Викторович Ардов (1940-2004), актёр театра и кино, режиссёр.


Племянница - Анна Борисовна Ардова (род. 1969), актриса театра, кино и телевидения.


Двоюродная сестра Светлана Николаевна Баталова - актриса.


С пятилетнего возраста рос в семье писателя В. Е. Ардова.


Впервые вышел на сцену во время войны в эвакуации в Бугульме, где его мать организовала свой театр.


В 1944 году дебютировал в кино, снявшись в эпизодической роли в фильме Л. О. Арнштама «Зоя» .


"Это получилось случайно! Когда в 1944 году мы вернулись в Москву, весь наш класс сняли в фильме «Зоя» о Зое Космодемьянской. Мне даже достался небольшой текст, который нужно было сказать перед камерой", - вспоминал он.



В 1950 году в Москве окончил Школу-студию МХАТ имени В. И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР им. М. Горького (мастерская С. К. Блинникова и В. Я. Станицына).


Решение поступать в Школу-студию МХАТ было естественным, ведь почти все его родственники были актерами. "У нас были замечательные педагоги. Например, княгиня Волконская вела такой предмет, как хорошие манеры", - рассказывал актер.


С 1950 года - актёр Центрального театра Советской Армии, где проходил срочную службу в Советской армии.


В 1953-1956 годах играл на сцене МХАТ (оба в Москве), в 1957-1975 - актёр и режиссёр киностудии «Ленфильм» (Ленинград, ныне Санкт-Петербург).



В 1954-м снялся в картине Иосифа Хейфица «Большая семья» . Режиссер тогда создавал на экране новый образ рабочего, и помогал ему в этом молодой Баталов. Позже он не раз играл в фильмах Хейфица: в 1955 году фильм «Дело Румянцева» , в 1960 - «Дама с собачкой», в 1964 - «День счастья». Во всех этих кинолентах герои Баталова - интеллигентные, сильные духом люди. Этот образ понравился режиссерам, и актер начинает получать новые предложения.


Алексей Баталов в фильме "Дело Румянцева"



В 1956 году Марк Донской приглашает его играть роль Павла Власова в экранизации повести Горького «Мать». В следующем году Алексей Баталов играет роль, которая стала новой вехой в его биографии - в картине «Летят журавли» Михаила Калатозова. Фильм, ставший легендарным, принес Баталову известность и любовь зрителя. Он создал неповторимый образ солдата, не вернувшегося с войны. Спокойствие, ирония, мужество и интеллигентность - вот каким стал солдат благодаря игре Баталова.


Алексей Баталов в фильме "Летят журавли"



Новые грани актера открыла экранизация «Дамы с собачкой» в 1960 году. Артисту пришлось перешагнуть уже устоявшийся позитивный образ на экране. Роль Гурова потребовала от него немало работы, но результат стоил того. Картина получила множество наград, в том числе международных.


В 1962 году Алексей Владимирович играет в фильме «Девять дней одного года» роль Дмитрия Гусева, физика, который получил большую дозу радиации. От Баталова требовалось не скатываться в трагедию. Актер должен был показать человека мысли, ученого, представителя элиты ХХ века, и Баталов отлично справился с этой задачей. Артист в 1966 году за эту роль получил Государственную премию РСФСР.


С начала 60-х годов Баталов все больше увлекается радиотеатром и режиссурой. И только в 70-х опять начинает появляться на экранах.


Алексей Баталов в фильме "Звезда пленительного счастья"



Новая волна всенародной любви хлынула на артиста в 1980 году после выхода на экраны фильма «Москва слезам не верит» . Слесарь Гоша вернул на экраны созданный артистом персонаж рабочего-интеллигента и стал легендой советского кинематографа. До сих пор гордый и независимый "Гоша, можно Гога", мастерский воплощенный Баталовым в оскароносном фильме режиссера Владимира Меньшова, является секс-символом отечественного кино.


Алексей Баталов в фильме "Москва слезам не верит"



С 1975 года преподаёт актёрское мастерство во ВГИКе (Москва) (с 1979 - профессор, с 1989 - заведующий кафедрой актёрского мастерства). Выпустил в качестве руководителя курса 7 актёрских мастерских.



Многие годы являлся секретарём правления Союза кинематографистов СССР, председателем комиссии ВЦСПС по премиям в области литературы, искусства и журналистики. Работал в Советском комитете защиты мира, Фонде мира, Ассоциации «Родина».



С 2007 по 2013 год - президент Российской академии кинематографических искусств «Ника». Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России.


Принимает активное участие в работе Международного фонда «Мир искусства».


Избран Почётным президентом Парижского Киноклуба «Жар-птица», председателем Оргкомитета ежегодной премии российских деловых кругов «Кумир» за лучшие актёрские работы года, почётным членом правления региональной благотворительной организации «Московская Ассоциация содействия и помощи инвалидам с детским церебральным параличом», членом Попечительского совета Марфо-Мариинского благотворительного общества (при его участии была восстановлена Марфо-Мариинская обитель).


Является президентом российского кинофестиваля «Московская премьера».


11 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики Президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму.


Алексей Баталов - Я не торгуюсь с судьбой




Рост Алексея Баталова: 182 сантиметра.


Личная жизнь Алексея Баталова:


Дважды был женат.


Первая жена - Ирина Константиновна Ротова, дочь художника Константина Павловича Ротова. Женился еще учась в школе, в 16 лет.


"Вместе с моим отчимом, писателем Виктором Ардовым, Ротов работал в журнале «Крокодил». Так что можно сказать, что с Ириной мы были знакомы буквально с детского сада! В юности я не так чтобы много дружил с девчонками - был не очень уверен в себе. Отвратительно учился из-за того, что за годы эвакуации растерял все знания. Чтобы я мог получить аттестат, меня устроили в школу рабочей молодежи. Короче говоря, Ирина была родным для меня человеком, поэтому отношения с нею сложились сами собой. Мы расписались еще до того, как я поступил в Школу-студию МХАТ", - рассказывал актер.


Ирина Ротова - первая жена Алексея Баталова




"Признаюсь, я был плохим отцом, домапоявлялся редко. Надолго уезжал на съемки. Возможно, это и разрушило нашу семью. Однажды, когда я снимался в Киеве, кто-то в Москве наговорил маме Ирины о моей распутной жизни... Оправдываться не имело смысла, мы с Ириной отпустили друг друга и разошлись по-хорошему. У нее остались отличные отношения с моей матерью, она нередко приводила к ней внучку. Сейчас Ирины уже нет в живых, а дочь Надежда стала переводчиком", - говорил Баталов.


От этого брака имеет дочь Надежду и внучку Екатерину. Отношения с ними не поддерживает.


В 1963-м женился во второй раз. Вторая жена - Гитана Аркадьевна Леонтенко (род. 1935), артистка цирка.


Познакомились они еще в 1953-м. Баталов рассказывал: "Это было в 1953 году. Я тогда снимался в фильме «Дело Румянцева». И однажды вечером после съемок актер Сергей Лукьянов, который играл в фильме полковника милиции, мне говорит: «А пойдем в цирк, там цыгане выступают!» Мы пошли. И я впервые увидел Гитану, она выполняла сложный цирковой номер на лошади и танцевала".





В этом браке имеет дочь Марию, с рождения страдает детским церебральным параличом. Окончила сценарный факультет ВГИКа, занимается литературным трудом.




Фильмография Алексея Баталова:


1944 - Зоя - Алексей, школьник

1952 - Служу Советскому Союзу - Павел Соснов

1954 - Большая семья - Алексей Ильич Журбин

1955 - Дело Румянцева - Саша Румянцев

1955 - Михайло Ломоносов - рыжий мужик

1955 - Мать - Павел Власов

1957 - Летят журавли - Борис Фёдорович Бороздин

1958 - Дорогой мой человек - Владимир Афанасьевич Устименко

1960 - Дама с собачкой - Дмитрий Дмитриевич Гуров

1961 - Девять дней одного года - Дмитрий Гусев

1963 - День счастья - Александр Николаевич Берёзкин

1964 - Свет далёкой звезды - Пётр Степанович Лукашёв

1966 - Три толстяка - Тибул

1966 - В городе С. - Шергов

1967 - Седьмой спутник - комиссар

1968 - Живой труп - Фёдор Васильевич Протасов

1969 - Внимание, черепаха! - дедушка Тани Самохиной

1970 - Бег - Сергей Павлович Голубков

1971 - Красный дипломат. Страницы жизни Леонида Красина - эпизод

1973 - Возврата нет - Алексей Владимирович Егоров

1974 - Чисто английское убийство - доктор Ботвинк

1975 - Звезда пленительного счастья - князь Сергей Петрович Трубецкой

1975 - Рикки-Тикки-Тави - Роберт Лоусон

1976 - Гореть, чтобы светить - Савин

1978 - Поздняя встреча - Сергей Иванович Гущин

1979 - Москва слезам не верит - Георгий Иванович (Гоша)

1983 - Скорость - Игорь Владимирович Лагутин

1984 - Время отдыха с субботы до понедельника - Павел

1986 - Зонтик для новобрачных - Дмитрий Павлович Красков

1986 - Досье человека в «Мерседесе» - Сергей Владимирович Григорьев

1990 - Похороны Сталина - отец Жени

1991 - Полтергейст-90 - профессор Вильницкий

1998 - Чехов и Ко (9-я серия «Рассказ госпожи NN») - Пётр Сергеевич

2006 - Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя - камео


Режиссерские работы Алексея Баталова:


1959 - Шинель

1966 - Три толстяка (совм. с И. Н. Шапиро и И. Ольшевским)


1966 - Три толстяка (совм. с М. Ольшевским и Ю. К. Олешей)

1977 - Зайчонок и муха (анимационный)

1985 - Чужая шуба (анимационный)

1989 - Поездка в Висбаден

2009 - По ту сторону экрана (документальный)


Радиопостановки Алексея Баталова:


«Казаки» по Л. Н. Толстому

«Поединок» по А. И. Куприну

«Белые ночи» по Ф. М. Достоевскому

«Герой нашего времени» по М. Ю. Лермонтову

«Ромео и Джульетта» по У. Шекспиру


Озвучивание Алексея Баталова:


1985 - Господин Великий Новгород - Ребров (роль Дмитрия Балашова)

2005 - Казус Кукоцкого - закадровый текст


Озвучивание мультфильмов Алексея Баталова:


1974 - Загадочная планета

1975 - Ёжик в тумане

1975 - Слоно-дило-сёнок

1983 - Девочка и Дракон (из мультсериала «Сказки Дональда Биссета»)

1984 - Забытый день рождения (из мультсериала «Сказки Дональда Биссета»)

1985 - Крококот (из мультсериала «Сказки Дональда Биссета»)

1986 - Снегопад из холодильника (из мультсериала «Сказки Дональда Биссета»)

1986 - Урок музыки (из мультсериала «Сказки Дональда Биссета»)

1986 - Приключения пингвинёнка Лоло

1987 - Вреднюга (из мультсериала «Сказки Дональда Биссета»)

1996 - Лягушка-путешественница

2004 - Жадная мельничиха (из мультсериала «Гора самоцветов»)

2004 - Как обманули змея (из мультсериала «Гора самоцветов»)

2004 - Как пан конем был (из мультсериала «Гора самоцветов»)

2004 - Лиса-сирота (из мультсериала «Гора самоцветов»)

2004 - Толкование сновидений (из мультсериала «Гора самоцветов»)

2004 - Ключи от времени


Документальные фильмы Алексея Баталова:


1967 - Слово о России (документальный) - закадровый текст

1967 - Твоё щедрое сердце (документальный) - закадровый текст

1974 - Звёздная минута (документальный) - закадровый текст

1979 - Огневой вы человек! (документальный) - закадровый текст

1999 - Россия. XX век. Взгляд на власть (документальный) - закадровый текст

Баталов Алексей Владимирович – советский и российский киноактер и актер театра, режиссер, сценарист, педагог.

Детство

Родился 20.11.1928 в городе Владимир. Вырос в театральной семье. Родители – актеры театра Н.А. Ольшевская и В.П. Баталов. Известными актерами были не только его родители, но и дядя, брат отца и его жена , а также В.Я. Станицын.

Когда Алеше было пять лет, его мама Нина Ольшевская вышла замуж за известного в те годы писателя Виктора Ардова. О своем отчиме Алексей Баталов говорил: "Вот понимаете, если отец заботится о ребенке, это понятно, он вроде бы должен, профессия такая. Чувства Ардова ко мне – это отцовство в квадрате".

В 1940-1960-е годы в квартире, где Алексей жил с матерью и отчимом в Москве на Большой Ордынке, подолгу гостила , часто бывали виднейшие деятели русской культуры – , Ильф и Петров, которые оказали сильное влияние на формирование его личности.

Алексей Владимирович вспоминал: "Я учился в Школе-студии МХАТа в мастерской у своего дяди Виктора Станицына. О любом моем достижении говорили:"Ну конечно, это его научила" или "Разумеется, это они позвонили и его взяли". И я хотел доказать, что и сам, несмотря на своих именитых родственников, чего-то стою".

По окончании Школы-студии с 1950 по 1953 год Баталов был актером Центрального театра Советской Армии. В 1953-1957 годы он работал во МХАТе, но в репертуаре был занят мало.

Первые шаги в кино

Впервые в кино Алексей Баталов мог появиться еще в тринадцатилетнем возрасте. Тогда в 1941 году снимался фильм "Тимур и его команда". Но получилось так, что родители не отпустили Алешу на съемки.

Зато позже, когда в 1944 году режиссер Лео Арнштам снимал картину "Зоя" о легендарной Зое Космодемьянской, весь класс Алеши Баталова взялся изображать ее одноклассников. "Я должен был какую-то фразу произнести, – вспоминал актер. – Помню, руки-ноги мои окаменели, голос исчез, выражение лица (я чувствовал) стало абсолютно идиотским. Может, именно поэтому после "Зои" я много лет был негоден для кино?".

Популярность

Десять лет спустя И.Е. Хейфиц пригласил молодого актера на одну из главных ролей в фильме "Большая семья" (1954). С Алексеем Журбиным на советский экран пришел новый герой – рабочий-интеллигент. Приглашая Баталова на роли рабочих парней, режиссер Хейфиц пытался сломать стереотипы представления о советском пролетарии.

После "Большой семьи" популярность Баталова стала возрастать, он часто уезжал на съемки, домашний телефон обрывали поклонницы. Видимо, его жене Ирине стало не хватать внимания Алексея. Начались ссоры. Еще во время съемок "Большой семьи" Баталов, побывав в цирке, увлекся обворожительной цыганкой, потомственной циркачкой, наездницей Гитаной Леонтенко. К 1958 году он окончательно разорвал отношения с Ириной и женился на Гитане, которая была моложе его на 12 лет.

Встреча с И. Хейфицем стала поистине судьбоносной для молодого актера. В его манере работы с актерами не было ничего общего с потребительской эксплуатацией актерской индивидуальности. Напротив, он стремился терпеливо и тонко раскрывать максимальные возможности актера. Это роднило его со МХАТовской школой. Опытный мастер, тонкий психолог И. Хейфиц увидел в молодом актере тип героя, настоятельно заявивший о себе в реальной жизни. Появилась потребность в актерах не "играющих", а "живущих". Это было самое начало перемен, произошедших в нашем кинематографе в середине 60-х годов. В лице А. Баталова в середине 50-х годов кинематограф приобрел героя узнаваемого, умного и тонкого собеседника, обсуждающего на равных со зрителями волнующие всех проблемы любви, долга, чести, самоутверждения в жизни.

Баталов снялся еще в четырех картинах у Хейфица: "Дело Румянцева" (1955), "Дорогой мой человек", "Дама с собачкой" (1960), "День счастья" (1964). Все герои Баталова – чистые, душевно тонкие люди, которым свойственны внутренняя сила и сдержанность.

В "Деле Румянцева" актер сыграл шофера, поневоле втянутого в уголовную историю. Чувство собственного достоинства как доминирующая черта в рабочем пареньке совпадало с нравственной доминантой наступающей "оттепели".

Первые роли принесли Баталову признание маститых советских режиссеров и в 1956 году Марк Донской приглашает молодого актера на роль Павла Власова в экранизации повести "Мать". Эта роль интересна тем, что в предыдущей экранизации повести, которую осуществил в 1920-х годах , роль Власова исполнял дядя Алексея – талантливый и обаятельный .

Новой ступенью в творческой биографии артиста стала роль Бориса Бороздина в легендарной картине "Летят журавли" (1957, режиссер , Золотая пальмовая ветвь на Каннском кинофестивале – 1958). Баталов создал образ, поэтически обобщающий черты целого поколения – солдат, не вернувшихся с Великой Отечественной. Неповторимая грустно-ироническая интонация, негромкое мужество, интеллигентность – таков Борис в исполнении Баталова.

Роль Гурова в экранизации повести "Дама с собачкой" (1960, режиссер И.Е. Хейфиц) раскрыла новые грани дарования актера. Баталов сыграл человека, пробужденного от душевной спячки и ужаснувшегося пошлости привычной жизни. Фильм был признан одним из самых точных приближений к литературному первоисточнику, получил ряд международных наград и упрочил профессиональную репутацию артиста. Роль Гурова была возрастной, она требовала преодоления восприятия актера как близкого всем современника, привычного уже образа положительного героя. Образ, созданный А. Баталовым, отличался глубиной, психологической насыщенностью, эмоциональностью, близостью к чеховскому замыслу.

Работа в кино в 60-е годы

В расцвете славы Баталов получил предложение от М.И. Ромма сняться в фильме "Девять дней одного года" (1962) в роли Дмитрия Гусева – физика-атомщика. Сам режиссер определил "Девять дней" как фильм-размышление. Подобный "жанр" требовал от актера совершенно новых приемов игры. Соблазн эксплуатации трагической коллизии – герой, получивший смертельную дозу радиации на эксперименте, был обречен и отвергнут. На экране надо было изобразить работу мысли. Эта роль была сыграна Баталовым экономно и точно. А ведь первоначально Михаил Ромм и слышать не хотел о Баталове. Режиссеру он казался слишком заторможенным.

Образ Дмитрия Гусева, представителя научной элиты XX века, закрепил за артистом амплуа героя своего времени. За эту роль Баталов был удостоен Государственной премии РСФСР (1966). Тем не менее, с начала 1960-х годов режиссеры занимали Баталова в кино все реже.

Режиссерская деятельность

Одной из форм творческого самовыражения А. Баталова стала, безусловно, режиссерская работа. В качестве режиссера-постановщика он снял три картины. В 1960 году он дебютировал в качестве режиссера фильмом "Шинель" по повести , в 1972 снял "Игрока" по .

Настоящей удачей стал снятый Баталовым фильм "Три толстяка" (1966, по Ю.К. Олеше), в котором актер снялся в одной из главных ролей. Его экранизации отличает строгая постановочная культура и бережное отношение к классическим текстам. Баталов в этом фильме сыграл канатоходца Тибула. Ему пришлось самому, без дублера, идти по натянутой между домами проволоке, причем без страховки. Целый год он тренировался, чтобы сделать эти несколько шагов. Жена Гитана тем временем обучала девочку, игравшую Суок.

Фильмы, снятые Алексеем Баталовым, являются примером своеобразного, интересного и в то же время бережного перенесения образного литературного решения в экранное; все отмечены вниманием критики, неформальным интересом зрителей.

Однако "Три толстяка" стали последней режиссерской работой Алексея Баталова. Почему? Алексей Владимирович объяснял это так: "Фильм надо делать своей командой. А когда я переехал из Ленинграда в Москву, команда распалась. Умер Урусевский, с которым мы вот-вот должны были приступить к съемкам новой ленты. Сценарий состоял из трех новелл, причем во всех главными героями выступали совсем молодые люди: один из маленького городочка на Волге, другой жил в степи на пастбище, третий – в Ленинграде. Ни с кем другим снимать этот материал я не мог. Он был рассчитан на то, чтобы снимал Урусевский: все три новеллы требовали разного изображения, совсем особой среды, света, фактуры. Но не получилось...

Потом меня начали упрекать, что я отклоняюсь от генеральной линии: не ставлю фильмов о современниках. И я написал два сценария – они и сейчас есть. Один по рассказу Володи Максимова, второй – по Георгию Владимову. А так как оба эти писателя были к советской власти настроены весьма скептически, своих убеждений не скрывали и через некоторое время эмигрировали, ни о каких картинах не могло быть и речи.

Возвращаться же к режиссерской работе сейчас, в наши дни, я не рискну. Прав : сегодня нужно делать картину современными средствами, современным языком. Это как дизайн автомобиля. Боюсь, сейчас я способен сконструировать только ретро-автомобиль".

Работа в кино в 70-е годы

Режиссеры 1970-х гг. использовали интеллигентский имидж Баталова как некий самодостаточный "материал": эмигрант Голубков в "Беге" (1970, режиссеры А.А. Алов и В.Н. Наумов), декабрист князь Трубецкой в "Звезде пленительного счастья" (1975, режиссер В.Я. Мотыль), доктор-эмигрант в "Чисто английском убийстве" (1974, режиссер С.И. Самсонов). Здесь не только отточенная игра, а само присутствие Баталова в кадре, его личность успешно работают на образ.

"Москва слезам не верит"

Особняком стоит мелодрама "Москва слезам не верит" (1980, режиссер , Государственная премия, 1981) – фильм, которому уготована счастливая судьба. Он получил высшее признание в мировом киноискусстве – премию Оскар.

Роль слесаря Гоши принесла артисту новый всплеск всенародной популярности и показала, что баталовский рабочий-интеллигент не остался в 1950-х годах.

Алексей Баталов: "Критики писали о Гоше: "Таких не бывает!" А у меня хранится письмо, в котором написано: "Вы сыграли мою судьбу".

Однако Баталов считает, что зрители все-таки не совсем разглядели его героя: "Я прекрасно понимал, что Гоша нужен был авторам фильма, чтобы завершить двухсерийные страдания несчастной женщины. Но в третьей серии он мог ударить ее бутылкой по голове. А почему нет? Гоша от первой жены ушел, пристает к незнакомой женщине в электричке, пьет, дерется. "Одинокие советские женщины" не рассмотрели моего героя как следует".

Работа на радио

Особое место занимает в творчестве А.В. Баталова работа на радио. Профессиональный интерес и желание постичь, какими средствами создается радиообраз, появились в период вынужденного бездействия, когда радио стало для него единственным средством общения с миром. Его радиотеатр – это театр живого актера, живого многогранного образа, бережного внимания к слову. Среди радиопостановок А. Баталова: "Казаки" , "Белые ночи" , "Поединок" , "Герой нашего времени" , "Ромео и Джульетта" .

Преподавательская деятельность

С 1975 года творческая биография А.В. Баталова обрела новую грань – он стал преподавателем ВГИКа.

Алексей Владимирович рассказывал: "Я вообще-то педагогом стал случайно. После кончины

Канал: Первый канал.

К 90-летию Народного артиста СССР Первый канал снял документальную ленту «Как долго я тебя искала… » о непростой судьбе любимого миллионами актера. Он запомнился как романтичный, но жесткий и справедливый Гога из картины « ». И мало кто знает, что в реальной жизни артист зачастую мог проявлять неожиданную жесткость, вспыльчивость, скрытность и равнодушие. Создатели ленты собрали самые интересные интервью Алексея Владимировича, снятые в разные годы, чтобы понять, почему тот был столь отчаянным трудоголиком, требовательным и резким в суждениях человеком.

Всесоюзная слава пришла к Баталову после роли Алеши Журбина в фильме « ». Тогда 25-летний притягательный красавец мгновенно покорил большую часть женщин страны. Популярность кружила голову и актер завязывал один роман за другим. Все изменилось, когда он встретил 16-летнюю цыганку Гитану в одной из гостиниц Ленинграда, куда приехал на пробы нового фильма Иосифа Хейфица « ». Баталов немедленно начал ухаживать за жгучей наездницей-циркачкой, но ее родные были против того, чтобы дочь связывала жизнь с не цыганом. Они угрожали актеру расправой, что лишь подогревало его интерес. Однако артист скрыл от возлюбленной одно важное обстоятельство: он женат. Узнав о рождении дочери, Алексей признался Гитане, что несвободен. Цыганка сразу же прервала всяческое общение с прославленным артистом.

Алексей Баталов в фильме «Большая семья»

В документальном фильме снялись Михаил и – брат и племянница Алексея Баталова. Они рассказали об отношениях актера с первой супругой Ириной и объяснили, почему он пошел на измену и сразу не сказал Гитане о том, что женат. Алексей Баталов и Ирина Ротова выросли вместе, а поженились сразу же, как только позволил возраст. Их брак не был осознанным, что стало причиной всех проблем. Ирине не хватало внимания мужа. К тому же, как человек тщеславный она тяжело переживала его успех, сильно ревновала. В итоге после трех лет брака супруги расстались.

«Наверное, это не было похоже на настоящую семейную жизнь с налаженным бытом. Скорее, это была праздная жизнь двух людей, которые так и не успели повзрослеть и понять, что и будни тоже надо делить на двоих. Мне как молодой женщине, конечно, не хватало внимания. Праздники были очень короткими, хотя и яркими, но после них отсутствие Алеши в моей жизни ощущалось еще острее. А человек, которого я встретила, окружил меня таким вниманием, какого Алеша мне просто не мог дать в силу своей погруженности в работу», – рассказала в фильме Ирина Ротова.

Алексей Баталов

Супруга ушла от Баталова, забрав дочь Надю . Это известие шокировало актера: такой развязки он точно не ожидал. Оказывается, артист и не догадывался, что его жена уже нашла счастье в лице другого человека.

«Мы были в Польше. Я уезжала раньше, мне надо было что-то по съемкам. Он попросил передать Ирине туфельки. Она пришла к вагону, я отдала ей, мы поздоровались, но только одна маленькая деталь: она уже ушла от него, а он даже не знал об этом», – вспомнила актриса в фильме.

В одном из интервью Алексей Баталов признавал свою вину, что не смог наладить отношения в семье и упустил Ирину. Позднее он не очень часто общался со старшей дочерью, но Надя всегда была желанным гостем в его доме, где он жил уже с Гитаной Леонтенко. Баталов все же женился на цыганке спустя несколько лет после развода с Ириной. Все это время знаменитая циркачка не выходила замуж, будто ждала именно его. В браке артистов родилась дочь Маша . Из-за родовой травмы у девочки диагностировали ДЦП.

«Мы не хотели иметь больше детей после Маши, потому что если бы родился здоровый ребеночек, то чувства Маши были бы задеты», – откровенно рассказала Гитана в документальной ленте о своем муже.

Алексей Баталов умер 15 июня 2017 года. В интервью Первому каналу его супруга рассказала, что изменилось в жизни семьи с уходом ее главы. Съемочная группа побывала у актера дома, а также на даче, которая стала предметом мучительного для Баталова спора. В картину также включены кадры приспособлений, которые артист делал своими руками для самого дорогого ему человека – дочери Маши. Гитана и Маша до сих пор скорбят об уходе Алексея Владимировича. Маша все еще оплакивает отца.

Алексей Баталов в фильме «Дама с собачкой»

В конце жизни Баталов тяжело болел после травмы: актер сломал шейку бедра, а после проведенной операции начались осложнения. Впрочем, Алексей Владимирович гораздо больше тяготился тем, что не сумел позаботиться о семье, как должен был. Так, его дачный участок стал предметом земельного спора с соседом, который мошенническим способом выудил у пожилого актера подпись на «дарственной». Друзья и ученики великого артиста сумели восстановить справедливость и обеспечить близким Алексея Владимировича уединение и покой.

«В ситуации с дачей он фактически возвратился к роли, которую когда-то играл в «Деле Румянцева». Это коснулось его в жизни дальше. Эти его качества характера как добро и вера в людей помешали ему увидеть… распознать коварство соседа по даче. Он подписал бумагу, не читая…», – рассказал художник-мультипликатор .

Несмотря на все сложности и испытания, через которые провела его судьба, Алексей Баталов не сломался и до самого конца шел с гордо поднятой головой, держа осанку, как и его герой в фильме « ». Актер был жестким и резким с посторонними людьми и нежным, любящим с родными. Именно поэтому ему удалось создать такой убедительный образ в фильме «Москва слезам не верит».

«Да, у него получился этот мужчина, который очень нравится женщинам прежде всего тем, что очень многое берет на себя», – рассказала актриса Вера Алентова.

Алексей Баталов в фильме «Москва слезам не верит»

Алексей Баталов сыграл множество ролей, которые зрители никогда не перестанут любить. Его работой восхищаются во всем мире – свидетельством тому премия «Оскар» и Гран-При Каннского кинофестиваля. Однако в миллионах сердец этот актер останется еще и как последний романтик эпохи – способный искренне любить, следовать за своим чувством, хранить и оберегать самых дорогих ему людей.

Смотрите документальный фильм «Как долго я тебя искала…» в воскресенье 25 ноября в 12:20 на Первом канале.

Удивительно, но кумир советских женщин не раз признавался, что в отношениях с представительницами противоположного пола чрезвычайно стеснителен. Еще в раннем детстве Алексей познакомился с Ириной Ротовой, которая позже стала его супругой. Они поженились сразу же после окончания школы.

А свою настоящую судьбу он встретил лишь спустя годы – в 1953-м, когда за компанию с товарищем отправился на цирковое представление. Артистка Гитана Леонтьенко покорила сердце Баталова с первого взгляда.

В последующие несколько лет они будут видеться лишь урывками. Случайные встречи на выступлениях, улыбки и... никакого намека на любовный роман. К счастью, жизнь взяла свое – спустя девять лет после первой встречи Алексей и Гитана поженились.

О том, что их дочь Мария в результате родовой травмы стала инвалидом, Алексей долгое время скрывал. Как он признается спустя 30 лет, в первые месяцы жизни Маши они с супругой ничего не подозревали. Врачи попросту выписали Гитану с новорожденной, ничего не сообщив о случившемся. "Потому что врач в ту ночь отпустила хирурга. И в итоге роды принимали неправильно", – рассказывал Баталов о событиях 1968 года.

Постепенно болезнь проявила себя. Услышав из уст врачей диагноз "детский церебральный паралич", Леонтьенко и Баталов захотели наказать нерадивых врачей, который попросту сломали им жизнь. Тем не менее в суд подавать не стали. По признанию актера, они поняли, что все равно ничего не изменишь и нужно жить дальше.

Ради дочери Гитана была вынуждена оставить и цирковую арену, и съемки в кино. В последний раз она появилась на экране в 1969 году – в роли артистки цыганского ансамбля в комедии Игоря Ильинского "Старый знакомый".

Конечно, семья решила бороться. Санатории, курсы реабилитации, лучшие специалисты Союза – все было сделано ради Марии. И, как оказалось, не зря.

Благодаря стараниям папы, мамы и бабушки со временем девочка научилась говорить, читать и писать. После окончания школы она поступила во ВГИК, окончив который, стала успешным сценаристом.

По достижении 40 лет на счету Марии было уже несколько сюжетов. Алексей Баталов не смог сдержать слез, когда на "Московской премьере" сам Эльдар Рязанов вручил его дочери почетный приз.

"Я живу и работаю ради дочери!" – постоянно твердит актер. Он всегда баловал Машу. Дни рождения семейство отмечает за границей. "Я так благодарна отцу за наши поездки!" – рассказала Мария Баталова в интервью порталу peoples.ru. Сценаристка призналась, что в Европе чувствует себя гораздо лучше, ведь там есть пандусы, лифты, просторные туалеты и все условия для комфортной жизни человека с ее диагнозом.

Тем не менее и Мария, и ее близкие проживают на родине, в России. 88-летний Баталов и сегодня продолжает активно работать. Вот уже несколько лет он является президентом российского кинофестиваля "Московская премьера", а также принимает активное участие в жизни международного фонда "Мир искусства".

О том, как живет Мария Баталова и ее родители, сможем узнать уже завтра, 11 марта. Премьера документального фильма "Он же Гоша, он же Гога" состоится на "Первом канале" в 10:15 мск.